Госинспектор по охране труда

Содержание

Все нюансы проверки ГИТ: какие нужны документы, как подготовиться

Госинспектор по охране труда

Проверка ГИТ – это всегда нежелательное и не очень приятное событие, потому как, даже если вы “мастер спорта” по охране труда, все равно найдется работник, который забудет очки надеть во время работы или на перекур уйдет, а болгарку оставит включенную в сеть.

Примеров много, и если вы хотите поделиться опытом, рассказывайте об этом в х. Замечания для предписания инспектору всегда можно найти, но возможно, ваша история поможет подготовиться максимально.

Если вы начинающий специалист по охране труда и хотите узнать, как проходит проверка ГИТ, к чему готовиться и какие могут возникнуть вопросы, то эта статья как раз для вас. Читайте и задавайте вопросы, будем обсуждать.

Проверка ГИТ

Проверки ГИТ бывают разные, к некоторым можно успеть подготовиться, а к другим – не особо. Мне все же кажется, что лучше максимально заранее все подготовить, чтобы не сидеть и переживать: “Найдет, не найдет?”

Так что давайте в рамках статьи детально разбираться, что из себя представляет эта проверка и как к ней быть готовым. Прежде чем перейти к документации, мы должны разобраться, какие же виды бывают:

В любом случае, какая бы ни была проверка, она должна проходить в рамках Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 “О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля”.

Плановая проверка ГИТ

Название “Плановая проверка ГИТ” говорит само за себя, проводится она по сводному плану проверок, который публикуется в конце года на сайте Прокуратуры, на будущий год.

Открыв план проверок ГИТ, вы можете найти предстоящие визиты инспектора, причем не только Государственной инспекции по труду, а также и других ведомств. Хорошая новость в чем: зная, в каком месяце предстоит встреча, есть возможность оперативно подготовиться или же проверить себя.

Также в плане вы сможете узнать какого вида проверка будет и сколько дней она будет проходить.

Конечно, хорошо, что время известно заранее, но все же радоваться этому пока рано. Обратим внимание и на другие нюансы, связанные с плановой проверкой.

Выездная плановая проверка ГИТ

Плановые проверки ГИТ бывают двух видов, сначала расскажу про выездные. Если о ней вы не узнали с сайта прокуратуры, ничего страшного, вы в любом случае получите уведомление минимум за три рабочих дня. Срок маленький, чтобы успеть подготовиться, поэтому лучше мониторить в конце года план проверок.

Из распоряжения ГИТ о выездной проверке, которое обычно присылают на электронную почту с досылом, вы узнаете, по каким проверочным листам будет проходить процедура. С чек-листами можно ознакомиться этой статье.

И даже если не ждете проверку в текущем году, вы можете использовать их, чтоб проверить себя.

Хотя сейчас инспекциям и положено проверять, используя проверочные листы, в феврале 2020 года получила распоряжение ГИТ, где был указан запрос на представление документов по определенному перечню.

А ведь это не правомерно, так как они не могут сейчас проверять не по проверочным листам, соответственно запрос должен быть по листу, а не по хотелке, время хотелок ушло и в подкреплении моих слов, предлагаю вашему прочтению разъясняющее письмо Генпрокуратуры от 9 февраля 2018г. № 76/2-156-2018.

И если вы получили уведомление и остаются вопросы, позвоните инспектору и уточните, не нужно его бояться 🙂

Документарная плановая проверка ГИТ

Второй вид – плановая документарная проверка ГИТ. Если она вас ожидает, обратите внимание на перечень документов в распоряжении. Необходимо предоставить только то, что в нем указано.

В данном случае все просто, получили запрос, подготовили копии документов, заверили – и в течение 10 дней отправили в ГИТ.

Но и тут есть “подводные камни”: например, документарная может стать выездной, если инспектор не убедился в полноте предоставляемых сведений или ему понадобилось оценить деятельность компании на соответствие требования ТК РФ воочию.

В любом случае расслабляться сильно не стоит, нужно быть начеку, а еще лучше делать все вовремя, согласно букве закона.

Категория риска предприятия по охране труда

Начиная с 22 октября 2019 года, подготовка к проверке ГИТ должна проходить с учетом нового законодательства по регламенту (Приказ № 160 от 13.06.19г.), который также определяет их периодичность в зависимости от категории риска.

Проверить, какая категория риска предприятия по охране труда, вы можете на сайте Государственной инспекции по труду вашего региона. Вот, к примеру информация по Краснодарскому краю.

Раньше все предприятия проверялись 1 раз в 3 года, теперь же периодичность проверок ГИТ зависит от категории, если ее не присвоили, значит, она низкая и планового приезда инспектора можно не ждать.

Категория риска предприятия по охране труда зависит от

  1. Количества несчастных случаев. Если в организации за 3 предыдущих года был смертельный несчастный случай, категорию риска изменят на высокую
  2. Наличия задолженности по зарплате.
  3. Наличия административных наказаний.

Источник: https://oxrana-truda.ru/proverka-git

Права, обязанности и роль государственного инспектора труда

Госинспектор по охране труда

Найм Труда > Охрана труда > Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда

Соблюдение требований и предписаний трудового законодательства неразрывно связано с надлежащим осуществлением государством надзора. Права работника будут соблюдаться в полной мере в том случае, когда работодатель знает, что его деятельность подконтрольна, а любое нарушение законодательства в сфере труда может привести к соответствующим санкциям.

Именно поэтому федеральная инспекция труда – в частности государственные инспекторы труда (ГИТ) — играют большую роль в регулировании отношений, которые возникают в процессе взаимодействия работника и работодателя.

Государственный инспектор труда: понятие и роль

Кто такой государственный инспектор по охране труда?

Таким образом, единственным руководством для ГИТ и ФИТ является законодательство РФ.

Основной целью существования таких образований как ФИТ является защита прав работников и охраны труда в целом. Помимо выполнения таких функций, как участие в проведении расследований вследствие несчастного случая, имевшего место на производстве и страховании работников, ФИТ также осуществляет функции надзора, обладает полномочиями по контролю в отношении банкротящихся организаций.

В полномочия ГИТ также входит проверка соблюдения требований безопасности, которые варьируются в зависимости от типа деятельности, осуществляемой той или иной организацией. Более того, в задачи ФИТ входит дача рекомендаций работникам и работодателям относительно способов более эффективного соблюдения законодательства в сфере труда.

Таким образом, деятельность ГИТ не ограничивается исключительно защитой интересов работника или восстановления его прав, но также направлена на создание и оптимизацию безопасных условий труда, соответствующих всем требованиям законодательства, путем обобщения сложившейся практики.

Права и обязанности инспектора 

Права, которыми обладает ГИТ, прямо перечислены в законодательстве РФ, а именно в ст. 357 Трудового Кодекса РФ. Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.

Первая группа прав

ГИТ имеет определенные полномочия.

Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:

  1. Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;
  2. Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;
  3. Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.

Вторая группа прав

Имеет право запрашивать необходимые документы.

Предоставляет ГИТ возможности для пресечения совершения каких-либо нарушений в сфере труда, такие права можно назвать определенными властными полномочиями, которыми наделен ГИТ.

Сюда включаются:

  • право выносить предписания в адрес работодателей, содержащие в себе требование устранить нарушения, допущенные в отношении трудового законодательства. Стоит отметить, что такие предписания носят не рекомендательный, а обязывающий характер;
  • право обращаться в суд с требованием о ликвидации организации-работодателя в виду обнаружения факта несоблюдения требований, предъявляемых к охране труда, а также на основании соответствующей государственной экспертизы;
  • право отстранять работников от выполнения трудовых функций в случае непрохождения последними обязательного обучения, стажировки, аттестации и прочего;
  • право составления протоколов и рассмотрения административных дел в пределах, установленных для ГИТ законодательством РФ и другие.

Обязанности, возложенные на ГИТ, перечислены в статье 358 ТК РФ, в них входит обязанность соблюдения законодательства в сфере труда и сопутствующих ему НПА, а также обязанность не разглашать охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную и др.) и конфиденциальность источника поступления жалобы, не сообщать работодателю о сделавшем обращение заявителе.

Основной обязанностью, тем не менее, является качественное выполнение своих функций в соответствии с законом.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

Инспектор может совершать проверки.

Процедура проведения проверки описана в статье 360 ТК РФ и предоставляет ГИТ возможность проводить 2 типа проверок: плановую и внеплановую. Территориальные пределы, в рамках которых ГИТ может осуществлять подобные проверки, ограничены юрисдикцией и территорией РФ.

Проверка направлена на выявление нарушений, допущенных работодателем в рамках трудового права в процессе его деятельности, или на выявление факта выполнения ранее выданных предписаний.

ГИТ, несмотря на наличие у него достаточно широкого круга полномочий, не может истребовать больший объем информации, нежели предусмотрено законом.

Так, инспектор может затребовать все кадровые и сопутствующие им документы для проверки на соответствие требованиям законодательства, но не может попросить представить документы, не связанные с трудовым правом, содержащие конфиденциальную информацию инспектируемого.

Внеплановая проверка может быть проведена на основании обращений и заявлений, в которых говорится о факте нарушения конкретным работодателем положений законодательства в сфере труда, после истечения срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения, а также в случае наличия приказа ФИТ, изданного на основании поручения Правительства РФ, прокурора и других уполномоченных лиц. Уведомление работодателя о проверке не предусмотрено.

Плановая проверка должна быть проведена единожды за три года и осуществляться в соответствии с разработанными планами проведения проверок. ГИТ обязан уведомить работодателя о проведении подобной проверки не менее чем за три дня до планируемого дня проверки.

В случае несогласия работодателя с действиями инспектора, у работодателя имеется право обжаловать действия ГИТ в рамках 361 статьи ТК РФ, а именно руководителю ГИТ, проводившего проверку, главному ГИТ РФ или в судебном порядке.

Таким образом, деятельность государственного инспектора по охране труда направлена на реализацию положений ТК РФ. Выявление нарушений и вынесение предписаний об их устранении способствует улучшению функционирования институтов трудового права, что, при проведении надлежащего анализа и консолидации, приведет к созданию универсальной системы построения отношений работника и работодателя.

Из этого видео вы узнаете о защите трудовых прав.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/prava-gosudarstvennogo-inspektora-truda.html

Государственная проверка инспекцией по охране труда – Проверка Труда

Госинспектор по охране труда
Государственная проверка по охране труда (ОТ) проводится Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами – ГИТ. Ее порядок, обязанности и права представителей контролирующих органов описывает соответствующее положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.09.2012 г. № 875.

Виды государственных проверок по охране труда

  • Комплексные — контролирование соблюдения закона в различных сферах. В мероприятиях разрешается принимать участие сразу нескольким надзорным органам: Налоговой инспекции, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Ростехнадзору, Роспотребнадзору, Генеральной прокуратуре и др.
  • Целевые — направлены на конкретный участок и вызванные возникшей необходимостью.

Проверки бывают выездными либо документарными. При первом варианте проверяющие выезжают на место, во втором — руководство предприятия предоставляет органу надзора запрошенные документы.

Их разделяют на плановые и внеплановые. Первые осуществляются на основании согласованного годового графика, размещенного на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РФ. В нем указывается тип исследования — выездной либо документарный, его направление и участвующие органы контроля.

Вторые предусмотрены в следующих случаях:

  • конец периода выполнения вынесенного ГИТ предписания;
  • жалоба о том, что нарушаются права персонала;
  • поступление заявки от работника на обследование места его работы;
  • заявление физического лица, ИП, компании о несоблюдении законодательных норм, опасном для людей;
  • аналогичная информация, поступившая от госоргана, СМИ или профсоюза;
  • в связи с поступлением из Государственной инспекции труда материалов расследования несчастного случая;
  • Приказ руководства госинспекции, обусловленный запросом Прокуратуры, поручением Президента или Правительства.

Как регулируется порядок проверки

Плановая проверка исполняется согласно регламенту работы инспекции по охране труда. Положение, регулирующее защиту прав фирм и ИП во время контроля, прописано в Федеральном законе № 294-ФЗ от 26.12.2008 г.

Первая плановая проверка может проводиться только спустя три года с момента регистрации юрлица, ИП или уведомления органов власти о начинании новой хозяйственной деятельности.

Ее можно проводить не чаще чем один раз в три года (кроме перечисленных в законе областей).

Внеплановые также отображаются в годовом плане. Их можно проводить чаще чем плановые — по вышеизложенным причинам.

Остались вопросы?

Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!

Правила исследования

  • Процедура исполняется по указанию руководства госинспекции.
  • Она не должна продолжаться дольше 20-ти рабочих дней. На микропредприятиях этот период ограничен 15 ч, в малом бизнесе — 50 ч. Если необходимы экспертизы и дополнительные исследования, время может быть увеличено.
  • Обязательно присутствие уполномоченного лица, направленного работодателем.
  • Нужно обеспечить свободный доступ инспектора в здание, на территорию, к технике и документации.

Итоги обследования отражаются в соответствующем акте. В нем должны содержаться ссылки на требования закона.

Документ в 2-х или большем числе копий подписывают все участники, получая свою копию акта. В случае выявления нарушений, далее инспектор составляет предписание по ликвидации обнаруженных недочетов с установлением срока.

Возможен и такой вариант, как обращение в судебную инстанцию с просьбой вынесения решения о приостановке ведения хозяйственной деятельности на период до трех месяцев.

Чего не может делать инспектор

  • Осуществлять действия, не связанные с предметом проверки, обозначенном в свободном графике, приказе либо оповещении.
  • Не предъявлять распоряжение руководства ГИТ.
  • Проверять выполнение законов и нормативов, утративших силу и необязательных к исполнению.

Когда расследуется несчастный случай на производстве, инспектор исследует только касающиеся его обстоятельства.

Запрашиваемые документы:

  • коллективный договор;
  • подтверждающие прохождение обучения по охране труда;
  • приказы о назначении лиц, отвечающих за ОТ;
  • инструкции, журналы их выдачи и учета;
  • по испытаниям аппаратуры, инструментов и защитных средств;
  • программы инструктажа и журнал их регистрации;
  • акты о результатах расследования внутренней комиссии;
  • прохождение медицинских и психиатрических осмотров;
  • карты выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  • подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ и др.

Один из самых распространенных и дорогостоящих просчетов — отсутствие требуемого обучения сотрудников, подразумевающее, что к исполнению служебных обязанностей допускаются люди без специальных знаний. Штрафы, предусмотренные за каждого необученного работника, суммируются в соответствии с ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ.

Обжалование результата

Если руководитель проверяемой организации или представляющее его лицо не соглашается с выводами комиссии, он может обжаловать ее результаты путем подачи заявления в суд или вышестоящее должностное лицо ГИТ. Чтобы признать итог недействительным, нужно доказать, что при ее выполнении нарушался закон.

Обычно основанием для этого становится то, что инспекция по охране труда не предоставила распорядительный документ либо при контроле не соблюдались обозначенные в нем условия — сроки, предмет и др. Также встречаются процессуальные нарушения при подготовке должностным лицом ГИТ необходимых документов.

Это означает, что надо подготовить соответствующие иски и жалобы. Помогут специалисты компании «Проверка труда». Обжалование предписаний ГИТ — одно из направлений нашей работы. Поскольку бланка для составления жалобы не существует, с этим могут возникнуть затруднения.

Наши опытные юристы составят документ таким образом, что он будет гарантированно рассмотрен руководителем инспекции по охране труда. Если все сделать правильно, высоки шансы на то, что Главный госинспектор или суд признает правоту заявителя, а предписание – неправомерным. Оно потеряет свою силу, и вам не придется платить крупный штраф.

Поддержка специализированной фирмы поможет сэкономить финансовые и временные ресурсы и повысит вероятность решения вопроса в вашу пользу.

Преимущества сопровождения проверки нашей компанией

Любое вторжение посторонних может представлять угрозу для бизнеса. Самым неудобным способен оказаться непредвиденный визит госслужащих: из-за неблагоприятного стечения обстоятельств даже там, где соблюдаются все нормы и правила, можно найти какое-либо нарушение. Особенно если проверяющие заранее на это нацелены.

Времени на поиск разрешения вопросов, связанных с защитой своих прав и определения правовых источников для доказательств своей правоты, может просто не оказаться. А это грозит многомиллионными взысканиями и серьезным ударом по репутации компании, вплоть до ее полного разрушения.

Избежать штрафов и судебных издержек или снизить их до минимума поможет обращение в ООО «Проверка труда». Уже много лет мы успешно предоставляем такую услугу, как сопровождение проверки ГИТ.

  Наши сотрудники обладают богатым, накопленным за годы плодотворной работы профильным опытом. Специализация компании — консалтинг в сфере трудового права. За годы работы мы постигли самые тонкие нюансы взаимодействия с контролирующими органами.

Работаем исключительно с представителями бизнеса.

  • Мы не предоставляем услуги защиты работникам и не занимаемся другими юридическими аспектами. Узкая специализация позволила нам стать высококвалифицированными специалистами в своем деле.
  • В штате компании состоят бывшие инспекторы, сами раньше проводившие проверки. Поэтому они знают все тонкости процедур и функционирования системы в целом и способны найти верное решение самой сложной проблемы.
  • Мы гарантируем достижение положительного результата. Если все-таки будут выписаны штрафы или их размер окажется больше, чем ожидалось, мы снизим оплату за наши услуги. Хотя они все равно окажутся ниже тех затрат, которые обычно приходится нести фирмам из-за проверок.
  • К каждому заказчику мы подходим индивидуально. После оценки ситуации мы определим риски и предложим решение, которое поможет избежать неприятностей.

Вначале проанализируем положение и наметим возможные варианты развития событий. Затем осуществим внутренний аудит кадров и охраны труда. Далее разработаем план ликвидации нарушений и сформируем требующийся пакет документов.

Следующим шагом станет представление ваших интересов в органе контроля и подготовка ответов на его запросы. Если будет возбуждено дело об административном правонарушении, мы будем защищать позицию клиента.

Результатом станет освобождение от ответственности либо минимальное наказание в форме предупреждения. Если понадобится, наши юристы будут обжаловать решение ГИТ в суде.

К нам можно обратиться на любой стадии проверки:

  • до того, как документы будут предоставлены в орган контроля;
  • после их предоставления до окончания процедуры;
  • после того, как она будет окончена.

На последнем этапе поможем освободить вас от части предъявленных претензий, докажем, что обнаруженный недочет является малозначительным, не несущим в себе состав административного правонарушения и не влекущим штраф.

Наша команда профессионалов возьмет на себя все трудности, связанные с прохождением проверки. Вы сможете сосредоточить ресурсы на достижении стратегически важных бизнес-задач, не отвлекаясь на решение посторонних проблем. Оставьте заявку, и мы оперативно перезвоним, или позвоните сами по телефону, указанному на этой странице.

Хотите подробнее узнать о наших услугах?

Оставьте заявку и мы подготовим коммерческое предложение!

Источник: https://proverkatruda.ru/2020/02/25/proverka-po-oxrane-truda-gosudarstvennoj-inspekciej/

Государственные инспекторы труда

Госинспектор по охране труда

Государственный инспектор труда – это должностное лицо Федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия государственных инспекторов труда и порядок осуществления их надзорно-контрольной деятельности закреплены в Трудовом кодексе РФ и Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора имеют право:

  • В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений уста­новленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц.
  • Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
  • Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.
  • Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.
  • Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в уста­новленном порядке.
  • Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
  • Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж но охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
  • Запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинен­ного здоровью работников на производстве.
  • Предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
  • В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора обязаны:

  • Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).
  • Хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей: организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  2. Поступление в федеральную инспекцию труда:
  • Обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и (или) надзор, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
  • Запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем.
  • Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав или запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте. 

Порядок обжалования решений государственных инспекторов труда установлен ст. 361 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает административный и (или) судебный порядок обжалования решений государственных инспекторов труда, предоставляя возможность выбора одного из них.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений Главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. 

Источник: https://www.protrud.com/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Права и обязанности госинспекторов труда – Статьи газеты «Солидарность»

Госинспектор по охране труда

Государственные инспекторы труда имеют права и обязанности, установлен порядок действий при проведении проверок, а также ответственность за противоправные действия (бездействие).

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 2019

Основные права госинспекторов труда (ст. 357 ТК РФ)

При осуществлении госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов (далее – НПА), содержащих нормы трудового права, госинспекторы труда имеют право:

– в установленном порядке беспрепятственно, в любое время, при наличии удостоверений установленного образца посещать для проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физлиц;

– запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, сведения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ в установленном порядке, с уведомлением работодателя, составлять акт;

– расследовать несчастные случаи на производстве;

– предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или отстранении от должности;

– направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда;

– выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших: обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

– запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и государственным нормативным требованиям охраны труда;

– составлять протоколы и в пределах полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;

– выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных НПА, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

– предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ.

В госинспекцию труда могут обращаться профорганы, работники, иные лица. Если речь идет о вопросах, рассматриваемых в индивидуальном или коллективном трудовом споре (кроме рассматриваемых судом или имеющих его решение), госинспектор, выявив нарушение, вправе выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения. В течение 10 дней предписание может быть обжаловано в суде.

Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)

Осуществляя госнадзор, госинспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей – как физлиц, так и юрлиц.

И обязаны хранить ставшую им известной охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную).

А после ухода с должности – считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения трудового законодательства и иных НПА, не сообщать работодателю сведения о заявителе.

Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей – полномочные представители государства и находятся под его защитой (ст. 359 ТК РФ), независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)

Определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными ФЗ, решениями правительства РФ. Госинспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей в порядке, установленном ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 360 ТК РФ.

Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства и иных НПА; выполнение предписаний об устранении нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основание для внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения либо получение Федеральной инспекцией труда (ФИТ):

а) обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов власти (должностных лиц ФИТ), органов госконтроля (надзора), местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях работодателями трудового законодательства и иных НПА, требований охраны труда – об угрожающих вредом жизни и здоровью работников нарушениях или приведших к невыплате, неполной выплате или занижении зарплаты, других выплат;

б) сообщения работника о нарушении его трудовых прав;

в) запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

г) приказа руководителя (его зама) ФИТ о внеплановой проверке, изданного по поручению президента или правительства РФ либо по требованию прокурора (в порядке надзора).

Внеплановая выездная проверка по фактам нарушений может быть проведена незамедлительно, с извещением прокуратуры, без согласования с нею. Предварительное уведомление работодателя о внеплановой проверке по указанным фактам или по обращению работника – не допускается.

Особенности проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральной исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, ФСИН и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются президентом или правительством РФ.

Решения госинспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному госинспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного госинспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Ответственность

Руководители и должностные лица организаций, работодатели-физлица несут ответственность за нарушение законодательства в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными ФЗ.

За нарушение трудовых прав работников ответственность наступает на основании ТК, КоАП, УК – дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.

Ответственность препятствующих госнадзору за соблюдением законодательства, не исполняющих предписания, угрожающих госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу установлена ФЗ (ст. 363 ТК РФ). За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ).

Госинспекторы труда – это федеральные государственные гражданские служащими (ст. 6 Конвенции МОТ № 81; ФЗ от 27.07.2004 № 79 “О государственной гражданской службе РФ”).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение таким служащим по его вине его же должностных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы (ст. 57 ФЗ № 79).

За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда (правовые и по охране труда) могут быть привлечены: 1) к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192 – 194 ТК РФ, ФЗ-79); 2) к административной ответственности (КоАП – ст. 19.6.

1 “Несоблюдение должностными лицами органов госконтроля (надзора) требований законодательства о госконтроле (надзоре)”, ст. 19.1 “Самоуправство”); 3) к имущественной ответственности (ГК РФ – ст. 15 “Возмещение убытков”, ст.

16 “Возмещение убытков, причиненных госорганами и органами местного самоуправления”, ст. 1069 “Ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”); 4) к уголовной ответственности (УК РФ – ст.

285 “Злоупотребление должностными полномочиями”, ст. 286 “Превышение должностных полномочий”, ст. 293 “Халатность”).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица при использовании служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эти деяния были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ; п. 14 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Отметим еще, что Роструд функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госнадзор в установленной сфере, иными органами исполнительной власти: федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, а также профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей и др. (ст. 365 ТК РФ). Роструд и его территориальные органы заключают соглашения о взаимодействии с общероссийскими и территориальными объединениями профсоюзов.

Госинспекции труда используют разные формы взаимодействия с гражданами, общественными организациями и СМИ: международные конференции, пресс-конференции, круглые столы, лекции и семинары; распространение информации в СМИ (интервью, комментарии, соцреклама); официальный сайт Роструда и web-представительства госинспекций труда; листовки, брошюры; информация на билбордах, на стикерах в транспорте; действует “Онлайнинспекция.РФ”. На сайте Роструда каждый может сообщить о нарушении его трудовых прав и свобод.

Автор – заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-33.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.