Государственная поддержка малого бизнеса статья

Поддержка малого и среднего предпринимательства властями в период пандемии коронавируса 2019-2020 гг

Государственная поддержка малого бизнеса статья

2020 год стал совершенно особенным, не похожим на предыдущие годы. Начиная с конца зимы, развитие событий сильно зависело от пандемии коронавируса, которая привела к глобальным социальным и экономическим последствиям. Наша страна, не оставшись в стороне от всемирных событий, также оказалась в сложных обстоятельствах.

Многие субъекты предпринимательства пострадали от введённых в рамках борьбы с пандемией карантинных мер, в связи с чем стали нуждающимися в помощи – зачастую даже не для того, чтобы минимизировать убытки, а чтобы просто «остаться на плаву».

На начальных стадиях введения карантинных мер основным документом, регулирующим экономическую деятельность в новых условиях, стал «План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», утверждённый Правительством РФ 17 марта 2020 г. В области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъектов МСП), согласно данному Плану, были произведены следующие действия:

  • введён мораторий на проверки субъектов МСП (за исключением тех отраслей деятельности, дисфункции в которых привели бы к рискам для жизни и здоровья граждан);
  • для микропредприятий введена отсрочка по уплате страховых взносов на 3 месяца;
  • смягчён ряд требований к субъектам МСП для выдачи займов в рамках программы льготного кредитования (в том числе – путём расширения возможностей реструктуризации ранее выданных кредитов);
  • по ссудам, реструктурированным в связи с условиями пандемии, кредитным организациям предоставлена возможность временного неухудшения оценки качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заёмщика – субъекта МСП;
  • обеспечено субсидирование (до 1/2 ставки по договору, но не боле ключевой) кредитным организациям части процентов по кредитам субъектов МСП при условии переноса срока уплаты процентов без начисления штрафных санкций;
  • для субъектов МСП, арендующих государственное или муниципальное имущество, введена временная отсрочка на уплату арендных платежей;
  • обеспечено увеличение капитализации региональных микрофинансовых организаций, а так же – гарантийных организаций;
  • разработан проект федерального закона по облегчению ряда требований к обеспечению контрактов при осуществлении госзакупок у субъектов МСП;
  • разработан проект федерального закона по введению механизма неприменения штрафных санкций и возможности продления сроков и корректировки цен в случае нарушения обязательств исполнителем [10].

По двум последним пунктам соответствующие законопроекты были приняты Государственной Думой 15 июня 2020 г.

Также были выпущены распоряжения Правительства РФ от 19 марта 2020 г. №670-р и №672-р, конкретизирующие порядок предоставления помощи субъектам МСП:

  • арендующим государственное имущество – обеспечить возможность заключить дополнительное соглашение к соответствующему договору, перенеся арендную плату на 2021 год (либо, по согласованию сторон, как-то иначе) [6];
  • исполнителям контрактов в сфере госзакупок – обеспечить возможность изменять сроки их исполнения без предъявления к исполнителю требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств [2].

В те же мартовские дни Министерство транспорта принимает решение о приостановке назначения и исполнения назначенных плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 1-го мая [11].

Министерство внутренних дел, в свою очередь, даёт ряд поручений по работе с мигрантами и оформлению разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу. Теперь на 90 дней продлевается срок действия виз и временного пребывания [5].

Так же Правительство РФ:

  • упрощает порядок госрегистрации медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска применения (операционные и изолирующие халаты, изолирующие костюмы, смотровые перчатки, бахилы, одноразовые маски) [4];
  • сокращает до 1 рубля размер взносов для действующих членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма в их резервный фонд[8];
  • временно утверждает новые правила оформления листков нетрудоспособности и назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности [3];

Тогда же Президент РФ В. В. Путин отдельным указом требует усилить контроль Правительства за розничной торговлей лекарственными препаратами, осуществляемую дистанционным способом. Для субъектов МСП, занятых в этой сфере, становятся жёстче требования о недопущении обращения фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарств [9].

В мае был определён список наиболее пострадавших отраслей, к числу которых отнесли, в том числе, такие сферы, в которых действует много субъектов МСП, как автоперевозки, туризм, общественное питание, непродовольственный ритейл, бытовые услуги. Здесь субъектам МСП предоставили отсрочку по всем налогам, кроме НДС, на полгода, а также был введён ряд льгот, позволяющих продлевать срок уплаты тех или иных налогов.

Для предприятий МСП, не вошедших в этот список, так же предусмотрены меры поддержки: до конца года совокупный объём страховых взносов снижается с 30% до 15%, ставка взносов в Пенсионный фонд составит 10%, в ФОМС – 5%, а взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) вовсе не уплачиваются [1].

В мае-июне 601,5 тыс. ИП и субъектов МСП получили безвозмездную финансовую помощь на общую сумму в 31,6 млрд. руб. (формула для расчёта – число сотрудников × 1 МРОТ, ИП без сотрудников получали 1 МРОТ).

Источник: https://apni.ru/article/1373-podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelst

Как государство поддерживает малый и средний бизнес

Государственная поддержка малого бизнеса статья

Поддержка малого и среднего бизнеса — это меры помощи государства МСП и индивидуальным предпринимателям.

Во время экономического подъема они стимулируют развитие предприятий и организаций, рост их численности и доли в ВВП.

 В периоды экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций помощь состоит из прямых выплат, процентных и налоговых льгот и направлена на сохранение работников и бизнеса.

Государство, региональные и муниципальные власти жизненно заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Рост показателей их доли в валовом продукте территорий означает:

  • открытие новых рабочих мест и улучшение показателей занятости;
  • рост доходов домохозяйств и качества жизни населения;
  • новое качество трудовых ресурсов;
  • устойчивые и растущие налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
  • инвестиционную привлекательность региона для нового бизнеса.

Помощь МСП и поддержка ИП формируются на федеральном и региональном уровнях по следующим направлениям:

  1. Финансовая.
  2. Имущественная.
  3. Нефинансовая (информационно-консультационная).

Государственная поддержка субъектов МСП в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.

Помощь предпринимательству России в целом и поддержка бизнеса в Москве осуществляется по следующим основным направлениям.

Финансовая помощь МСП и ИП

Налоговые льготы (использование спецрежимов УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)

Финансовые льготы грантов и безвозмездных субсидий на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.

Административные льготы — это такие послабления, как упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры, наличие специальной квоты для МСП в госзакупках.

Содействие развитию кредитования малого бизнеса — предоставление гарантий государственных гарантийных фондов, получение займов в региональных фондах микрофинансирования МСП и Российском МСП-банке.

Субсидии малому бизнесу на компенсацию затрат, которые уже были произведены — предоставляются на конкурсной основе после анализа первичной бухгалтерской документации, подтверждающей произведенные затраты.

Имущественная помощь МСП и ИП

Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях.

Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях.

Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.

На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.

Административная и информационно-консультационная помощь МСП и ИП

Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов.

Оказывается по двум основным направлениям:

  • создание инфраструктуры консалтинга предпринимательства;
  • создание информационной среды развития предпринимательства.

В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.

Принципы и меры по поддержке малого бизнеса формируются на федеральном уровне. Детали для использования их в работе необходимо уточнять в конкретном регионе. Лучше это делать в местных Центрах поддержки бизнеса.Полная информация содержится на сайте Министерства экономического развития РФ и региональных профильных министерств и ведомств.

Государственная помощь для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях

В период распространения коронавирусной инфекции речь идет об экономическом выживании многих представителей МСП и ИП.

Правительством для преодоления последствий режима повышенной готовности разработаны меры поддержки экономики и предпринимательства:

Вид государственной помощи МСП и ИП в 2020 годуНа кого распространяетсяНормативно-правовой акт
Финансовая поддержка
Отсрочки по налогам и страховым взносам, снижение платежейОрганизации МСП и ИП из списка пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей

Источник: https://ppt.ru/art/krizis/kak-gosudarstvo-podderzhivaet-biznes

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

Государственная поддержка малого бизнеса статья

Ситдикова, С. М. Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации / С. М. Ситдикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34210/ (дата обращения: 03.12.2020).



В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы законодательной базы в данной области. Автор привел результаты исследования о наиболее важных сферах поддержки, в которых нуждается малый бизнес.

Ключевые слова: экономика, малый бизнес, государственная поддержка, механизм, предпринимательство

Малый бизнес в условиях современной действительности играет немаловажную роль в нашей стране. Ни для кого не секрет, насколько это нелегкий труд. Данный вид деятельности требует от человека максимального участия, совмещенного зачастую с огромным риском [1, c.96].

Исторически сложилась особая роль малого предпринимательства в России. Поэтому проблема его государственной поддержки является, несомненно, актуальной.

Для начала необходимо разобраться с самим термином.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) — по законодательству России (ГК РФ) — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательству характерны отличительные черты, как сложному социально-экономическому явлению (рис.1) [2, c.101–102].

Основные признаки предпринимательства:

  1. Деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли
  2. Экономическая свобода, которая предполагает наличие комплекса прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений
  3. Личная материальная и юридическая ответственность за результаты хозяйствования
  4. Инновационный характер этой деятельности

Сегодня малое предпринимательство развивается замедленно и противоречиво. Следовательно, особенно на ранних стадиях, оно нуждается в государственной поддержке. Для ее осуществления необходима четко сформулированная политика со стороны правительства.

Таким образом, основной целью системы поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий функционирования и развития малых предприятий, а также условий, необходимых для их становления в качестве основного сектора экономки [3, c.

135–137].

Итак, государственная система поддержки малого бизнеса представлена:

– Государственно нормативно-правовыми актами, направленными на поддержку и развитие малого предпринимательства;

– Государственным аппаратом, состоящим из государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, регулирующих данную сферу;

– Государственной инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, в которую входят некоммерческие и коммерческие организации (деятельность которых по отношению к малому бизнесу поощряется со стороны государства).

  1. Главным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководством их реализации занимается Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

  1. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне.

Российская Федерация на данный момент обладает всеми видами структуры поддержки малого предпринимательства, которые имеют промышленно развитые страны. Система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства являются основой государственной инфраструктуры.

Например, фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать информационную и консультативную помощь, финансовую поддержку людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму. Так же он может оказывать организационную помощь (предоставляя базу данных, с указанием людей, желающих получить работу данной специальности) [4, c. 4–7, 70–83].

Кроме того, одним из важных институтов в сфере поддержки малого предпринимательства являются нормативно-правовые нормы. В первую очередь они закрепляют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства.

Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, которая была одобрена Государственным Советом РФ в декабре 2001 года, представляет собой систему принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства. Одними из задач концепции являются: формирование благоприятной правовой среды; введение ответственности должностных лиц за действия (бездействия), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий; обеспечение финансовой поддержки со стороны государства.

Так же немаловажное значение для развития малого предпринимательства имела реализация Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», предусматривавшего ежегодное принятие федеральных программ поддержки малого предпринимательства.

Стоит отметить Федеральный закон N 209-ФЗ 2 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и т. д. [5, c.141–144].

Это далеко не полный перечень возможных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельности малого предпринимательства. Но, исходя из него, нельзя не отметить активное участие и поддержку данного вида деятельности со стороны государства.

Недавно правительством Российской Федерации было подписано постановление, вступающее в силу с 1 августа 2016 года, которое увеличивает в 2 раза предельные значения выручки для отнесения компаний к категориям малого и среднего бизнеса. Так, это дает возможность новым фирмам претендовать на господдержку, пользоваться преференциями, которые предоставляются государством для поддержки малого и среднего бизнеса [6].

В феврале-мае 2010 года было проведено анкетирование для оценки ситуации в российском сегменте растущего малого и среднего бизнеса в 94 растущих малых и средних предприятий в различных регионах Центрального, Северо-Западного, Сибирского и Южного федеральных округов. Анонимность анкеты позволила получить достаточно полные и прямые ответы руководителей предприятий.

Исследование показало, что подавляющее большинство опрошенных респондентов — практически 90 % растущих малых и средних предприятий нуждаются в поддержке со стороны государства и коммерческих структур (рис. 1).

Рис. 1. Нужна ли вашей компании поддержка со стороны государственных и негосударственных организаций в ближайшие годы?(группировка по размеру бизнеса)

Каковы же наиболее востребованные виды поддержки? (рис.2)

Рис. 3

Как видно, наиболее востребованными среди обоих видов бизнеса являются финансовая поддержка, информационная и поддержка в области обучения руководства и переподготовки специалистов. Так же стоит отметить, что все виды поддержки более востребованы малым бизнесом, нежели средним [7, c. 16–18].

Таким образом, исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что малое предпринимательство в нашем государстве нуждается в активной поддержке. Следует подчеркнуть, что на данный момент со стороны государства в сфере малого предпринимательства ведется активная политика, основанная, прежде всего, на нормативно-правовом законодательстве.

Литература:

  1. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика.- М.: Высшая школа, 2000
  2. Артамонов В. С., Попов А. И., Иванов С. А., Уткин Н. И., Алексеев Е. Б., Махлаев А. Н. Микроэкономика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2009
  3. Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. –Казань: КГУ им В. И. Ульянова –Ленина, 2008
  4. Под ред. В. А. Козбаненко. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах. — М., 2002. Т. 1
  5. Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. –Казань: КГУ им В. И. Ульянова –Ленина, 2008
  6. Зыкова Т. Больше малых и средних компаний получат поддержку от государства // Российская газета. 2016. 7 апреля
  7. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. –М., 2010

Основные термины(генерируются автоматически): малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, поддержка, сфера поддержки.

Источник: https://moluch.ru/archive/124/34210/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.