Государственная поддержка малого предпринимательства в россии

Статья 14. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами

Государственная поддержка малого предпринимательства в россии

Статья 14. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами

1. Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции”;

5) открытость процедур оказания поддержки.

2.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” перечень документов.

3. Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

5. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

3) ранее в отношении заявителя – субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли;

4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

6.

Сроки рассмотрения предусмотренных частью 2 настоящей статьи обращений субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.

Источник: https://base.garant.ru/12154854/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Поддержка малого и среднего предпринимательства властями в период пандемии коронавируса 2019-2020 гг

Государственная поддержка малого предпринимательства в россии

2020 год стал совершенно особенным, не похожим на предыдущие годы. Начиная с конца зимы, развитие событий сильно зависело от пандемии коронавируса, которая привела к глобальным социальным и экономическим последствиям. Наша страна, не оставшись в стороне от всемирных событий, также оказалась в сложных обстоятельствах.

Многие субъекты предпринимательства пострадали от введённых в рамках борьбы с пандемией карантинных мер, в связи с чем стали нуждающимися в помощи – зачастую даже не для того, чтобы минимизировать убытки, а чтобы просто «остаться на плаву».

На начальных стадиях введения карантинных мер основным документом, регулирующим экономическую деятельность в новых условиях, стал «План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», утверждённый Правительством РФ 17 марта 2020 г. В области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъектов МСП), согласно данному Плану, были произведены следующие действия:

  • введён мораторий на проверки субъектов МСП (за исключением тех отраслей деятельности, дисфункции в которых привели бы к рискам для жизни и здоровья граждан);
  • для микропредприятий введена отсрочка по уплате страховых взносов на 3 месяца;
  • смягчён ряд требований к субъектам МСП для выдачи займов в рамках программы льготного кредитования (в том числе – путём расширения возможностей реструктуризации ранее выданных кредитов);
  • по ссудам, реструктурированным в связи с условиями пандемии, кредитным организациям предоставлена возможность временного неухудшения оценки качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заёмщика – субъекта МСП;
  • обеспечено субсидирование (до 1/2 ставки по договору, но не боле ключевой) кредитным организациям части процентов по кредитам субъектов МСП при условии переноса срока уплаты процентов без начисления штрафных санкций;
  • для субъектов МСП, арендующих государственное или муниципальное имущество, введена временная отсрочка на уплату арендных платежей;
  • обеспечено увеличение капитализации региональных микрофинансовых организаций, а так же – гарантийных организаций;
  • разработан проект федерального закона по облегчению ряда требований к обеспечению контрактов при осуществлении госзакупок у субъектов МСП;
  • разработан проект федерального закона по введению механизма неприменения штрафных санкций и возможности продления сроков и корректировки цен в случае нарушения обязательств исполнителем [10].

По двум последним пунктам соответствующие законопроекты были приняты Государственной Думой 15 июня 2020 г.

Также были выпущены распоряжения Правительства РФ от 19 марта 2020 г. №670-р и №672-р, конкретизирующие порядок предоставления помощи субъектам МСП:

  • арендующим государственное имущество – обеспечить возможность заключить дополнительное соглашение к соответствующему договору, перенеся арендную плату на 2021 год (либо, по согласованию сторон, как-то иначе) [6];
  • исполнителям контрактов в сфере госзакупок – обеспечить возможность изменять сроки их исполнения без предъявления к исполнителю требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств [2].

В те же мартовские дни Министерство транспорта принимает решение о приостановке назначения и исполнения назначенных плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 1-го мая [11].

Министерство внутренних дел, в свою очередь, даёт ряд поручений по работе с мигрантами и оформлению разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу. Теперь на 90 дней продлевается срок действия виз и временного пребывания [5].

Так же Правительство РФ:

  • упрощает порядок госрегистрации медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска применения (операционные и изолирующие халаты, изолирующие костюмы, смотровые перчатки, бахилы, одноразовые маски) [4];
  • сокращает до 1 рубля размер взносов для действующих членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма в их резервный фонд[8];
  • временно утверждает новые правила оформления листков нетрудоспособности и назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности [3];

Тогда же Президент РФ В. В. Путин отдельным указом требует усилить контроль Правительства за розничной торговлей лекарственными препаратами, осуществляемую дистанционным способом. Для субъектов МСП, занятых в этой сфере, становятся жёстче требования о недопущении обращения фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарств [9].

В мае был определён список наиболее пострадавших отраслей, к числу которых отнесли, в том числе, такие сферы, в которых действует много субъектов МСП, как автоперевозки, туризм, общественное питание, непродовольственный ритейл, бытовые услуги. Здесь субъектам МСП предоставили отсрочку по всем налогам, кроме НДС, на полгода, а также был введён ряд льгот, позволяющих продлевать срок уплаты тех или иных налогов.

Для предприятий МСП, не вошедших в этот список, так же предусмотрены меры поддержки: до конца года совокупный объём страховых взносов снижается с 30% до 15%, ставка взносов в Пенсионный фонд составит 10%, в ФОМС – 5%, а взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) вовсе не уплачиваются [1].

В мае-июне 601,5 тыс. ИП и субъектов МСП получили безвозмездную финансовую помощь на общую сумму в 31,6 млрд. руб. (формула для расчёта – число сотрудников × 1 МРОТ, ИП без сотрудников получали 1 МРОТ).

Источник: https://apni.ru/article/1373-podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelst

Система государственной поддержки малого бизнеса

Государственная поддержка малого предпринимательства в россии

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации обеспечивается системой правовых актов, включая Конституцию РФ, ряд федеральных законов, в том числе “О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации”, указы Правительства РФ.

Для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого бизнеса, их взаимоотношения с органами власти и другими хозяйствующими субъектами.

Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей являются основными направлениями экономической деятельности государства, направленными на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране.

В течение 2000 г. и в начале 2001 г. заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводилась работа по следующим направлениям:

  • совершенствование специального законодательства, регулирующего вопросы поддержки малого бизнеса;
  • законодательное обеспечение снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • совершенствование налогового законодательства;
  • приведение в соответствие с федеральным законодательством актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.

МАП России представило в Правительство Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “О государственной поддержке малого бизнеса Российской Федерации”.

В проекте уточняются критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в сельском хозяйстве, промышленности, научно-технической сфере, внесены поправки по определению правовых параметров взаимодействия органов государственной власти с кредитными кооперативами.

В Правительство Российской Федерации представлен проект федерального закона “О кредитной кооперации”, разработанный Минсельхозом России.

Принятие законопроекта было призвано ослабить остроту проблемы кредитования малого бизнеса в целом и в сельскохозяйственном производстве в частности.

Развитие кредитной кооперации позволит за счет средств населения и самих предприятий создать систему реального микрофинансирования субъектов малого бизнеса.

Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти МАП России разработало проект федерального закона “О взаимном страховании”. Законопроект включает комплекс мер по созданию благоприятной правовой среды, частичному обеспечению системы страхования малого бизнеса государственными гарантиями, а также созданию и развитию обществ взаимного страхования.

Парламент Российской Федерации принял федеральные законы “О защите прав юридических лиц и индивидуальных бизнесменов при проведении государственного контроля (надзора)”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”, “О государственной регистрации юридических лиц”.

Указанные законы, проекты которых разработаны Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в настоящее время являются наиболее актуальными для малого бизнеса как наименее защищенного сектора предпринимательской деятельности.

Федеральный закон “О защите прав юридических лиц для индивидуальных бизнесменов при проведении государственного контроля (надзора)” призван обеспечить регламентацию деятельности органов государственной исполнительной власти в части проведения проверок хозяйствующих субъектов целях устранения административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В нем коренным образом пересмотрены подходы к контролю над деятельностью предприятий, предусмотрена имущественная ответственность органов государственного контроля (надзора) в случае совершения противоречивых действий. Существенно ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, разработан механизм контроля проведения проверок со стороны бизнесменов путем ведения журнала контроля проверок для хозяйствующих субъектов.

Принятие федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” позволит обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования, упростить вхождение на рынок новым хозяйствующим субъектам и создать условия для стабильной работы предпринимательских структур.

Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и упрощает единый порядок лицензирования на территории Российской Федерации, что в итоге устраняет необоснованные ограничения и административные барьеры свободному использованию своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Новый подход к созданию хозяйствующих субъектов заложен в федеральном законе “О государственной регистрации юридических лиц”.

Закон вводит принцип регистрации “в одном окне” – в одном регистрационном ведомстве и ограничивает срок регистрации пятью днями.

Основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных федеральным законом документов, необходимых для регистрации, либо представление документов в ненадлежащий регистрационный орган.

Проведен анализ законодательных актов с целью выявления их актуальности и принято постановление Правительства Российской Федерации № 897 от ноября 2000 г. “О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам малого бизнеса”.

Для реализации мер по совершенствованию законодательства, направленных на государственную поддержку бизнеса, МАП России были разработаны проекты федеральных законов: “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “О естественных монополиях”, “О государственной помощи”, “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Совершенствование правового регулирования предпринимательской деятельности требует постоянного мониторинга действующего законодательства, в том числе в регионах, для выявления законодательных ограничений, препятствующих свободе бизнеса, анализа и устранения административных барьеров.

МАП России совместно с Ресурсным центром малого бизнеса проводит мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, в том числе на соответствие антимонопольному законодательству.

Нередко нормотворческие инициативы региональных властей скорее ограничивают, чем развивают предпринимательскую активность.

В таких случаях министерство принимает меры по устранению допущенных нарушений, препятствуя развитию негативных тенденций.

МАП России считало целесообразным предусмотреть в проекте федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год” возможность направления на поддержку малого предпринимательства средств от приватизации федерального имущества, полученных сверх установленного бюджетного задания.

Необходимо разработать порядок расходования указанных средств, предусмотрев их выделение субъектам малого бизнеса на конкурсной основе в целях обновления основных фондов и пополнения оборотных средств с предоставлением отсрочки платежей либо с последующим списанием выделенных средств при надлежащем выполнении условий конкурса.

Для обеспечения доступа малых предприятий на рынок недвижимости необходимо разработать упрощенный порядок передачи субъектам малого бизнеса федерального имущества, в том числе высвобождаемого в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Предоставление имущества целесообразно проводить на конкурсной основе с привлечением в конкурсные комиссии представителей территориальных органов МАП России, Минимущества России и общественных объединений предпринимателей.

Отношения в налоговой сфере являются важнейшим элементом государственного регулирования поддержки и развития малого бизнеса. Налоговые правоотношения затрагивают субъектов малого бизнеса, начиная с момента создания предприятия, и сопровождают в течение последующей деятельности.

Необходимо принимать во внимание то, что специфика деятельности малых предприятий связана ограниченностью финансовых и трудовых ресурсов, а высокая налоговая нагрузка лишает малый бизнес возможности своевременно формировать необходимый запас оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств.

Не создав условий для предпринимательской активности, вряд ли можно рассчитывать на успех экономических реформ в целом.

В регионах Российской Федерации (например, в Нижегородской области, Приморском крае) создаются координационные советы для уточнения позиций и решения спорных вопросов, связанных с налоговым законодательством, в которые входят представители налоговых и финансовых органов, бизнесменов, представители администрации регионов.

Положительным моментом является высокая законотворческая активность законодательных органов регионов Российской Федерации (например, в Воронежской, Челябинской, Орловской областях). Подобная активность регионов доказывает, что преобразование налоговой системы выступает одной из составляющих экономической реформы страны.

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности являются приоритетными направлениями налоговой политики, призванными послужить целям улучшения налогового климата для малых предприятий.

В настоящее время действует три системы налогообложения малых предприятий:

  • общеустановленная система, при которой малые предприятия уплачивают в бюджет налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.;
  • упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, введенная в действие федеральным законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности”;
  • налогообложение единым налогом на вмененный доход для определения видов деятельности в соответствии с федеральным законом “О едином налоге на вмененный доход для определения видов деятельности”.

Принятие первой и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации послужит началом становления в России цивилизованной системы налогового права, которая позволила бы проводить эффективный налоговый менеджмент и распределять финансовые потоки.

Ввиду отсутствия статей о налогообложении субъектов малого бизнеса в проекте части второй Налогового кодекса Российской Федерации МАП России предложило включить главу 51 “Единая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса”, добавив новый раздел “Специальные налоговые режимы”. Предложения МАП России направлены на снижение налогового бремени субъектов малого бизнеса, в том числе в части использования упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенная система привлекает возможностью оптимизировать уровень налогообложения, снизить трудозатраты на ведение бухгалтерского учета.

Проект главы 51 определял добровольный переход субъектов малого бизнеса к единой системе налогообложения, учета и отчетности. Предлагалось более рациональное распределение сумм единого налога между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

Кроме того, МАП России внес предложения в проект главы 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации “Налог на прибыль организаций”, которые учитывают интересы малого бизнеса: ввести определение субъекта малого бизнеса; закрепить использование механизма ускоренной амортизации основных производственных фондов за субъектами малого бизнеса; сохранить льготы для малого бизнеса по налогообложению, которые закреплены в действующей редакции федерального закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

Мировая практика доказывает необходимость специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий (например, во Франции, Испании, Украине, Литве). В ряде стран по отношению к малым и средним предприятиям действуют обычные налоговые правила, но предусматривающие конкретные адресные льготы (Великобритания, Голландия, Швеция, США).

Система налогообложения на основе вмененного дохода имеет свои преимущества (сокращает расходы субъектов малого бизнеса по соблюдению налоговых обязательств; уменьшает количество уклоняющихся от налогов, поскольку физические показатели, применяемые для определения вмененного налогооблагаемого дохода, обойти сложнее, чем скрыть фактический доход; повышает налоговые поступления в бюджет за счет упрощения налоговых проверок; удобна для предприятий, особенно вновь создаваемых, которые должны заранее определить расходы). Главными недостатками данной системы налогообложения являются сложность определения факторов, влияющих на базовую доходность (коэффициентов), на основе которых исчисляют налог, и необходимость постоянно корректировать базовую доходность.

Федеральный закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” позволяет субъектам Российской Федерации через принятие соответствующего регионального законодательства проводить налоговую политику, которая отвечала бы как интересам государства, так и интересам бизнесменов.

Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации определяют конкретные виды деятельности, доходы от которых должны облагаться единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, а также иные особенности взимания налога. Министерства и ведомства, в том числе и МАП России, в данном случае могут давать общие рекомендации, но эти рекомендации не являются обязательными к исполнению законодательными органами власти субъектов Российской Федерации.

Эффективность действия единого налога в основном зависит от государственных органов власти субъектов Российской Федерации. Это подтвердили бизнесмены, принявшие участие во Всероссийской конференции представителей малого бизнеса в марте 2000 г.

Так, в ряде регионов закон поддержан бизнесменами и показал свою эффективность, способствовал увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты и развитию бизнеса (например, в Алтайском крае, Калужской, Свердловской, Волгоградской областях).

В других регионах, как отмечают бизнесмены, в том числе в письмах в МАП России, региональное законодательство по единому налогу на вмененный доход является несовершенным и создает проблемы для развития малого бизнеса (Ульяновская, Костромская, Воронежская области).

Одна из основных проблем – экономическая необоснованность (завышение) размера налога на вмененный доход.

Источник: https://intuit.ru/studies/curriculums/20796/courses/786/lecture/30189?page=2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.