Внеплановая проверка трудовой инспекции в каких случаях

Содержание

Внеплановые проверки по охране труда. Поводов стало больше!

Внеплановая проверка трудовой инспекции в каких случаях

31 декабря 2017 г. был подписан Федеральный закон № 520-ФЗ, который вступил в действие в январе 2018г.

Согласно новым изменениям трудовая инспекция теперь может осуществлять внеплановые проверки, опираясь на заявление любого человека, организации или публикацию в средствах массовой информации.

Достаточно им лишь узнать, что возможно кто-то не заключил трудовой договор или заменил его договором на оказание услуг, или вообще принуждает сотрудников к открытию ИП.

В таком случае работодателя ждет внезапная внеплановая проверка, и при подтверждении подозрений – штраф в размере десятков тысяч рублей. Это значительно повышает защищённость работников в области трудового права. И ставить под большие риски организации работающие без заключения трудовых договоров с сотрудниками.

До сих пор работодателю грозила проверка только в случае угрозы жизни и здоровью работников предприятия либо в случае обращения оформленного работника с заявлением. С жалобой теперь может обратиться любой сотрудник, что может негативно отразиться на бизнесе.

Как было раньше?

Безусловно плановые и внеплановые проверки трудовой инспекцией существовали и раньше.

Подробнее о внеплановых проверках можно узнать в статье 360 ТК РФ.

Но не каждая жалоба могла стать причиной проверки без предупреждения. Согласно стандартной процедуре работодатель должен быть предупрежден за сутки даже в случае внеплановой проверки. Помимо этого, необходимо согласовать такую проверку в прокуратуре, получив соответствующее разрешение. При отсутствии достаточных оснований прокуратура могла и не разрешить подобную проверку.

Достаточным поводом для внеплановой проверки являлись:

  • Угроза жизни и здоровью работника;
  • Невыплата либо задержка выплаты заработной платы;
  • Обращение работника о защите прав.

К примеру, внезапно проверить организацию можно было в случае нарушений правил охраны труда вплоть до угрозы здоровью сотрудника.

Не выдаете спецодежду работникам, не проводите инструктаж – ждите внеплановую проверку.

Или вдруг в газете написали, что уже несколько месяцев на заводе задерживают зарплату, а работники запуганы и не обращаются сами. Трудовая инспекция должна сразу проверить эту информацию внезапным визитом.

Что изменилось?

С 2018 года трудовой инспекции достаточно обращения любого гражданина с жалобой, чтобы провести внеплановую проверку работодателя. При этом уже нет необходимости согласовывать эту проверку с прокуратурой или предупреждать работодателя за сутки.

Одними из самых распространенных нарушений трудового законодательства являются:

  • Принуждение к оформлению ИП – когда хозяин магазина, например, просит своих продавцов открыть ИП, а затем заключает с ними договор на оказание услуг. В результате продавцы, работая в этом же магазине, самостоятельно оплачивают взносы и налоги за себя. При этом они не защищены от давления со стороны владельца магазина, который может их уволить, не давать отпуск, не оплачивать больничный и т.п. В свете новых законов такой работник может пожаловаться в трудовую инспекцию, и тогда будет произведена внеплановая проверка.
  • Заключение гражданско — правового договора – зачастую принято оформлять сотрудников по гражданско-правовым договорам, как физических лиц, оказывающих услуги. Фирма сама оплачивает страховые взносы за этих сотрудников и удерживает НДФЛ. Такой подход в рамках закона, но, тем не менее, данные сотрудники фактически являются штатными, а работодатель пытается экономить на взносах в соцстрах и не соблюдать трудовые права. В результате такой работник не защищен. Например, он получил травму во время работы (перелом ноги при поездке на переговоры), но больничные и компенсация ему не положены, т.к. нет трудового договора. Или сотрудница захочет оформить отпуск или декрет, а работодатель против и может уволить её, оставив без выплат. При гражданско-правовом договоре директор может просто расторгнуть договор и заключить его с другим работником.

Раньше за время оформления жалобы, согласования с прокуратурой, организация могла подготовиться к визиту трудовой инспекции. Да и прокуратура могла отказать во внеплановой проверке, т.к. принимала во внимание и интересы бизнеса.

Теперь наступили другие времена, когда любая жалоба должна быть рассмотрена, и проведена проверка. И не важно, оформлен ли этот сотрудник, или он действует по гражданско-правовому договору или как ИП, а может вообще жалоба поступила от сочувствующего стороннего наблюдателя и борца за справедливость.

Разве проверка не должна быть по графику?

Определенный график проверок существует только для плановых проверок. Внеплановые же проверки могут выполняться в любое время, таким образом, изменения законодательства коснулись именно внеплановых визитов трудовой инспекции.

Неужели о проверке не предупредят? Должны ведь по закону.

О любой плановой проверке трудовая инспекция обязана предупредить заранее. Что касается внеплановых выездов, то согласно трудовому кодексу, запрещено предупреждать о такой проверке работодателя.

В случае любого подозрения о нарушении трудового законодательства проверка начнется незамедлительно, без графиков и предупреждений.

Инспекторы могут прийти в любой офис и начать выполнять действия, которые они должны произвести в соответствии с законом.

Возможно, вы, начитавшись правил поведения в такой ситуации, уверены в своей готовности во всеоружии встретить комиссию, найти в её документах ошибки, не пустить их на порог и дождаться адвоката.

Но обычно все происходит по другому сценарию: документы трудового инспектора оказываются в порядке, работодатель теряется, и все идет не по плану.

Поэтому если вы действительно допускали нарушения в своей деятельности, то лучше подписать акт, признавая свою вину, и исправить ситуацию.

Для дополнительной страховки конечно можно заранее подыскать себе грамотного специалиста и держать его телефон поблизости.

Что будет за незаключение трудовых договоров?

За подобное нарушение накладывается штраф в размере до десяти тысяч рублей для ИП и до 100 тыс. рублей для организации. При этом такой штраф накладывается за каждый незаключённый договор, т.е. если вы не заключили 3 договора, то будет наложено 3 штрафа. Руководитель организации также будет наказан согласно ст. 5 27 КоАП.

Если у работника будут еще проблемы с гражданством, то штраф может достигать 500 000 рублей.

Помимо наложения штрафа будут вынесены предписания о необходимости заключения трудовых договоров.

При этом сроком начала действия договора будет признана дата начала работы сотрудника, а не день проведения проверки.

За весь этот период организация должна будет произвести все обязательные отчисления в пенсионный фонд и налоговую инспекцию.

Таким образом за трёх работников доначисления налогов и взносов за год составит около 150 000 рублей.

Как доказать, что договор не трудовой? Теперь нельзя работать с ИП или физлицами? Всех нужно оформлять по ТК?

Такие изменения трудового законодательства совсем не значат, что надо сразу со всеми заключать трудовой договор. Такой договор заключается только с теми, с кем действительно состоят в трудовых отношениях.

При этом любая организация может работать и с ИП, и с физическими лицами по гражданско-правовым договорам, заключая соответствующий договор.

И ни одна инспекция не найдет в этом нарушений, если все оформлять грамотно.

Важно четко понимать те признаки, из которых следует, что необходимо заключать именно трудовой договор.

Такие признаки были даны в рекомендациях ФСС довольно давно, но не утратили своей актуальности:

  •         работник занимает конкретную должность;
  •         оплата осуществляется за процесс труда, а не за результат;
  •         выплачивается оклад, премии и надбавки;
  •         есть гарантированные условия труда;
  •         установлены льготы компенсации;
  •         определены правила внутреннего трудового распорядка.

Наличие одного признака не является доказательством наличия трудовых отношений. Указанные признаки будут изучаться инспекцией в совокупности, анализу будут подвергнуты как документы, так и реальные отношения. При этом важно учесть наличие приоритета трудового договора в области трудового законодательства, т.е. любые сомнения будут толковаться в пользу работника.

Поэтому если вы понимаете, что ваши взаимоотношения с сотрудниками действительно лежат в рамках трудовых отношений, то лучше оформить все соответствующим образом, чтобы избежать внеплановых проверок и последующих штрафов.

Источник: https://vsr63.ru/blog/vneplanovye-proverki-po-oxrane-truda-povodov-stalo-bolshe/admin

Даже если у вас вообще нет работников

Внеплановая проверка трудовой инспекции в каких случаях

Проверка будет не просто внеплановой, но еще и внезапной. Плюс штраф на десятки тысяч рублей. Зато работникам будет проще защитить свои права и получить больше гарантий.

С 11.01.2018

Трудовая инспекция будет проверять и штрафовать предпринимателей, которые не оформляют работников по ТК

Федеральный закон № 520-ФЗ. Подписан 31.12.2017.
Вступил в силу 11.01.2018

Раньше проверки проводили только при угрозе жизни и здоровью оформленных работников или по их личным заявлениям. Теперь будут проверять и за нарушение прав неоформленных работников. Даже если по документам они ИП или подрядчики. Пожаловаться может кто угодно.

Это может создать проблемы бизнесу, но защитит работников. Фирмам будет сложнее заставить постоянного сотрудника работать как ИП или вообще никак его не оформлять. Для людей это больше прав, гарантий, социальных выплат и белых зарплат.

У трудовой инспекции всегда были поводы для проверок. Они бывают плановыми и внеплановыми, с согласованием в прокуратуре и без согласования. О внеплановых — в статье 360 ТК.

Но не всегда можно проверять без предупреждения и сразу после чьей-то жалобы. Обычно даже при внеплановой проверке работодателя нужно предупредить за сутки. А еще согласовать проверку с прокуратурой. Не просто известить ее, а именно согласовать — то есть получить одобрение. Прокуратура может его и не дать, если решит, что нет оснований.

Вот какие поводы для внезапных внеплановых проверок были раньше:

  1. Есть угроза жизни и здоровью работников.
  2. Им не платят или задерживают зарплату.
  3. Сам работник обратился за защитой своих прав.

Стало больше поводов для таких проверок. Трудовая инспекция может прийти, даже если кто угодно пожалуется или расскажет, что вот эта компания или ИП не заключает с работниками трудовые договоры.

Пример с ИП. Владелец магазина уговорил всех продавцов оформить ИП и заключил с ними договор на оказание услуг. Продавцы сами платят за себя взносы и налог, а бизнесмен экономит.

В случае чего он продавцам ничего не должен. Их можно уволить, не заплатить декретные, больничные и выходное пособие. Можно не давать им отпуск и не соблюдать правила охраны труда.

Теперь сотрудники могут на это пожаловаться и к владельцу могут прийти с внезапной проверкой.

Пока люди жаловались, а трудовая инспекция согласовывала проверку с прокуратурой, у фирмы было время подготовиться. Прокуратура могла и не найти оснований для проверки: кошмарить бизнес сейчас немодно.

По графику проводят только плановые проверки. А внеплановые — когда угодно. Это изменение касается именно внеплановых проверок.

Обычно да, но не в этом случае. В трудовом кодексе есть прямой запрет на предупреждение работодателей о такой проверке. При подозрении на маскировку трудовых отношений под работу с ИП или подрядчиками проверку начнут сразу, не по графику и без предупреждения.

Вы могли прочитать статьи про то, как себя вести в таких случаях. И сейчас вы смелы и уверены, что найдете ошибки в документах, не пустите инспекторов или решите ждать адвоката.

Но на деле все будет по-другому. Скорее всего, вы растеряетесь, а документы у инспекторов будут в порядке.

Если у вас и правда есть нарушения и вы об этом знаете, иногда проще признать вину, подписать акт и пообещать все исправить.

Кроме штрафа вынесут предписание о заключении трудовых договоров. Их придется заключить не со дня проверки, а с начала работы сотрудника. Придется начислить взносы и налоги за все время. Тут уже подключится налоговая.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Оформлять по ТК нужно только тех, с кем вы на самом деле состоите в трудовых отношениях.

Любой предприниматель или компания имеет право работать с ИП и заключать с физлицами договоры подряда даже на постоянной основе. Это не значит, что такие договоры обязательно признают трудовыми. Даже если так кому-то покажется и придет проверка, она может не найти нарушений. При условии, что вы все правильно сделаете.

Признаки трудового договора описаны в рекомендациях ФСС. Они хоть и старые, но вполне актуальные. Вот по каким признакам договор могут признать трудовым:

  • у работника есть конкретная должность;
  • оплачивается процесс труда, а не конечный результат;
  • есть оклад, надбавки и премии;
  • прописаны льготы и компенсации;
  • гарантируются условия труда;
  • установлены правила внутреннего распорядка.

Если у вас на самом деле трудовые отношения с сотрудниками, оформите их как положено. Тогда внезапной проверки и штрафов вообще не будет.

Попробуйте поговорить с работодателем. Может быть, он платит вам как ИП и думает, что так удобнее. Или вы сами не поднимали вопрос по поводу трудового договора. Вдруг заказчик даже рад оформить вас по трудовому кодексу.

Если ваши права и правда нарушены, жалуйтесь в трудовую инспекцию. Но даже если фирму проверят и заставят ее заключить с вами трудовой договор, вам ведь нужно дальше как-то работать. И хотя большинство судов заканчивается в пользу работников, есть много способов законно уволить сотрудника и испортить ему репутацию. Например, за пересылку рабочих файлов на личную почту.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/proverki-git/

Как проводится внеплановая проверка работодателя в целях соблюдения трудового законодательства – НалогОбзор.Инфо

Внеплановая проверка трудовой инспекции в каких случаях

Виды проверок

В целях соблюдения всеми работодателями трудового законодательства трудовая инспекция проводит плановые и внеплановые проверки (ч. 1 ст. 353, ч. 2 ст. 360 ТК РФ). Порядок их проведения регулируется положениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Основания проведения

Провести внеплановую проверку инспекция может только в ограниченных законодательством случаях:

  • Истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований трудового законодательства.
  • В трудовую инспекцию поступили:
  • заявления от граждан, организаций или информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства (в т. ч. требований охраны труда), повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью сотрудников;
  • обращения или заявления сотрудника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запрос сотрудника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
  • Издано распоряжение руководителя трудовой инспекции о проведении внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ, либо на основании требования прокурора в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями.

Это следует из положений части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ, пункта 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

По общему правилу внеплановые проверки, проводимые госорганами по поступившим заявлениям и информации о нарушениях со стороны работодателя, проводятся только по предварительному согласованию с прокуратурой (ч. 5 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Вместе с тем, указанное правило не касается проверок в области трудового законодательства.

При поступлении соответствующего заявления или информации сотрудники трудовой инспекции могут провести внеплановую проверку незамедлительно без предварительного согласования. Инспекторам по труду требуется лишь уведомить прокуратору о проводимой внеплановой проверке.

Об этом говорится в части 8 статьи 360 Трудового кодекса РФ и части 4 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Следует отметить, что анонимные заявления и обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (ч. 3 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Информацию обо всех проводимых плановых и внеплановых проверках бизнеса, их результатах, а также о принятых мерах можно будет узнать из Единого реестра проверок.

Формат проведения

Внеплановая проверка может быть проведена в двух формах: выездной и документарной (ч. 11 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В ходе проведения внеплановой документарной проверки она может быть переквалифицирована в выездную, если трудовому инспектору потребуется оценить по местонахождению организации соответствие ее деятельности обязательным требованиям трудового законодательства (ч. 3 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти в областях обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний, управления использованием атомной энергией, могут проводиться только выездные проверки (п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Уведомление о проверке

Чтобы провести внеплановую проверку в организации (и выездную, и документарную), руководитель территориального отделения трудовой инспекции (его заместитель) должен издать соответствующее распоряжение (приказ) (ч. 1 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Его форма утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить организацию заранее. Сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала проведения проверки (ч. 16 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Вместе с тем, предварительное уведомление не требуется, если:

  • известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (ч. 17 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
  • основанием для проведения внеплановой проверки стало заявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

Предмет проверки

В ходе внеплановой проверки трудовые инспекторы проверяют:

  • соблюдение организацией требований трудового законодательства;
  • выполнение предписаний трудовой инспекции;
  • принятые меры для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и т. п.

Об этом сказано в части 1 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, части 6 статьи 360 Трудового кодекса РФ.

Если основанием для проведения внеплановой проверки стало заявление, то проверяющие анализируют факты, которые послужили причиной такого обращения.

Для достижения целей и задач внеплановой проверки трудовые инспекторы вправе проверить любые документы и сведения, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12, п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Участники проверки

К проведению внеплановой выездной проверки трудовая инспекция может привлекать экспертов и экспертные организации, которые не состоят в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией и не являются с ней аффилированными лицами. Об этом сказано в части 6 статьи 12 Закона от 26 октября 2008 г. № 294-ФЗ.

Права и обязанности проверяющих и работодателя

В ходе проведения внеплановой проверки трудовые инспекторы и работодатели имеют определенные права и обязанности (ст. 12 и 15 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 357 и 358 ТК РФ, ст. 21 и 25 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Обратите внимание, что трудовой инспектор не может проводить внеплановую выездную проверку во время отсутствия руководителя организации (иного уполномоченного представителя работодателя). Исключение составляют случаи, когда имеются факты:

  • причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • угрозы безопасности государства;
  • возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. п.

Это следует из положений пункта 2 статьи 15 и подпункта «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

При этом доступ трудовых инспекторов в организации, подведомственные органам обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и органам управления использованием атомной энергии, осуществляется в порядке, определяемом этими органами по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости.

Доступ в указанные организации откладывается на время:

  • проведения контртеррористической операции;
  • ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера;
  • других чрезвычайных ситуаций.

Такие правила установлены подпунктами «б» и «в» пункта 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

Срок проведения

Срок проведения внеплановой проверки (как документарной, так и выездной) не должен превышать 20 рабочих дней.

Если организация осуществляет свою деятельность в разных субъектах РФ, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу или представительству организации.

Такой порядок установлен частями 1 и 4 статьи 13 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункте 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

По истечении срока внеплановой проверки трудовой инспектор оформляет ее результаты и сообщает о них организации (ч. 1 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п.

 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Если организация не согласна с выводами проверяющих, а также с действиями инспекторов в ходе проверки, то она может обжаловать их (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/kadrovyj_uchet/proverki_trudovoj_inspekciej/kak_provoditsja_vneplanovaja_proverka_rabotodatelja_v_celjakh_sobljudenija_trudovogo_zakonodatelstva/120-1-0-3048

Проверки инспекции труда

Внеплановая проверка трудовой инспекции в каких случаях

У вас намечается проверка инспекцией труда? Не стоит паниковать. Все может пройти гладко, если знать какие документы следует привести в порядок, а также какие именно мероприятия вправе проводить проверяющие и на каких основаниях.

Трудовая инспекция контролирует процесс выполнения работодателями норм и требований трудового законодательства. Она производит проверки в отношении юрлиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физлиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Такая проверка может отнять много сил и времени у работодателя, поскольку в период ее проведения проверяются практически все документы, связанные с кадровой работой (например, трудовые договоры, приказы и т.п.

), а также документы, касающиеся охраны труда.

Чтобы избежать излишней траты времени и нервотрепки, лучше всего подготовиться заранее (привести в порядок трудовые документы, проверить соблюдение требований законодательства об охране труда и т.д.).

Что следует проверить?

Инспекторы уделяют особое внимание изучению кадровых документов. Следовательно, работодателю до начала проверки стоит проверить и сравнить, соответствует ли содержание трудовых договоров требованиям трудового законодательства.

Так, в контрактах должны присутствовать существенные условия, указанные в статье 57 Трудового кодекса.

Если какие-либо условия отсутствуют, то необходимо заключить с сотрудниками дополнительные соглашения, в которых “потерявшиеся” условия будут указаны.

Помимо этого, надо сопоставить трудовые договора с коллективным договором, штатным расписанием, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда и премировании и т.д.

Часто можно обнаружить, что для одних и тех же должностей в разных документах могут содержаться отличные друг от друга условия труда (например, может не совпадать режим работы, система оплаты труда, даты получения заработной платы и т.п.). При обнаружении таких нестыковок необходимо все исправить и привести к “общему знаменателю”.

Следует проверить всю документацию, связанную с отпусками сотрудников.

В частности, отследить всем ли работникам за последнее время предоставлялся отпуск, соответствует ли время отдыха периоду (28 дней), установленному законом (ст.

 115 ТК РФ), и соблюдается или нет график отпусков. Если по заявлению работника ежегодный отпуск делился, то хотя бы одна его часть не должна быть меньше 14 дней (ст. 125 ТК РФ).

Наличие графика отпусков является обязательным для работодателей. Данный документ утверждается ежегодно не позднее, чем за две недели до наступления нового календарного года. Если есть сотрудники, которые ходили в отпуск не по графику, то в него надо внести соответствующие изменения.

Работникам, которые давно не ходили в отпуск (больше двух лет), его лучше предоставить до начала проверки. В соответствии со статьей 123 Трудового кодекса запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Не помешает проверить, совпадают ли даты выдачи зарплаты с датами, указанными в локальных нормативных актах. По общему правилу, таких дат должно быть две с интервалом в полмесяца.

Если, помимо оклада, сотрудникам выплачиваются какие-либо премии, то у работодателя обязательно должно быть положение об оплате труда и премировании, в котором четко и детально будет обозначен порядок, основания, критерии расчета и начисления таких выплат.

Также следует знать о том, какие мероприятия вправе проводить проверяющие и на каких основаниях.

Формы контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Документарная проверка проводится Рострудом (его территориальными органами) по месту своего нахождения. В ходе данного мероприятия инспектора могут запрашивать:

– документы, которые подтверждают трудовые отношения (трудовые договоры, трудовые книжки (книгу учета движения книжек), приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции и т.д.);

– нормативные акты, издаваемые работодателем. К ним относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, инструкции по охране труда и т.д. Представляются данные бумаги в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

– документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

– расчетные листки, лицевые счета работников, платежные ведомости на выплату заработной платы и т.д.

При этом проверяющие не имеют права требовать у работодателя документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля либо органов муниципального контроля.

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и правдивости сведений, которые содержались в документации проверяемого, либо не смогла оценить, как выполняются требования законодательства.

При выездной проверке инспекторы устанавливают, какие меры предпринимаются работодателем для исполнения требований трудового законодательства, рассматривают все сведения, которые содержатся в документах и т.д. Также, проверяют соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров.

Плановая проверка

Роструд каждый год составляет план, определяющий работодателей, которых необходимо проверить. В этом же плане указывается форма проведения проверки (документарная или выездная).

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

– государственной регистрации;

– окончания проведения последней плановой проверки;

– начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

Данный список является закрытым, то есть трудовые инспекторы не вправе по каким-либо иным основаниям назначить проверку.

Согласно приказу Роструда от 28.10.2010 N 455 плановые мероприятия, осуществляемые инспекторами, могут носить как комплексный, так и тематический характер.

Комплексная проверка представляет собой контроль по соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (как по комплексу вопросов охраны труда, так и по комплексу общих вопросов и особенностей трудового законодательства).

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства, например, соблюдение порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений, выполнение требований законодательства об оплате труда, ведение трудовых книжек, условия труда работников особых категорий и т.д.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, проверки могут проводиться два раза и более в течение трех лет.

Чтобы начать проверку, руководитель инспекции должен издать распоряжение, которое составляется по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. В данном документе указывается:

– номер и дата издания;

– наименование государственной инспекции труда;

– должностное лицо, уполномоченное провести проверку;

– сроки, основания, а также цели и задачи проверки;

– форма проведения проверки;

– наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя;

– другие необходимые сведения.

Работодатель должен быть уведомлен о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Уведомление может быть направлено различными способами (например, посредством направления копии распоряжения заказным письмом с уведомлением о вручении, вручения под роспись копии распоряжения уполномоченному представителю проверяемого лица, направления копии распоряжения факсом и т.д.).

Если проверка будет документарной, то вместе с копией распоряжения в адрес работодателя также направляется мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения бумаги или их копии. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое лицо обязано представить в трудовую инспекцию на проверку истребуемые документы.

При направлении уведомления заказным письмом работодатели, отказавшиеся от его получения или не явившиеся за его получением, несмотря на почтовое извещение, признаются извещенными надлежащим образом.

Проверка вне плана

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми. Основаниями для их назначения являются:

– истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

– поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан; обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

– распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Данные обстоятельства являются обязательными основаниями для проведения проверки.

Однако если обращение не позволяет установить лицо, обратившееся в Роструд, или не содержит сведений о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан (невыплата заработной платы, непредоставление отпусков и т.д.), оно не может являться основанием для проведения проверки.

О проведении проверки работодатель должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа до ее начала, если причина ее назначения связана с изданием руководителем инспекции соответствующего распоряжения в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ либо с неисполнением ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.

Внеплановые выездные проверки, основанием которых является возникновение угрозы или уже произошедшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, подлежат согласованию с органами прокуратуры.

При этом, если основанием признается причинение вреда жизни или здоровью граждан, в связи с необходимостью принятия неотложных мер Роструд может приступить к проверке незамедлительно.

Однако в данном случае инспекторы обязаны известить прокуратуру об осуществлении мероприятий по контролю в течение 24 часов.

Сроки

По общему правилу, срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Но существуют исключения, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, для которых срок проведения плановой проверки составляет:

– 50 часов – для малого предприятия;

– 15 часов – для микропредприятия.

Однако при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки субъектов малого предпринимательства вышеназванное правило не действует, а применяется общеустановленное (20 рабочих дней).

При наличии филиалов срок проверки устанавливается специально для каждого обособленного подразделения, но общий срок не может быть выше 60 рабочих дней.

При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки. Стоит отметить, что продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Проверка должна быть прекращена, если отсутствуют основания для ее проведения, предмет внеплановой проверки не соответствует полномочиям органов Роструда, проведение проверки противоречит требованиям законодательства.

Итоги проверки

По окончании проверки составляется акт. Он оформляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под роспись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. Также в случае отказа ознакомиться с актом, он может быть направлен заказным письмом с уведомлением о вручении.

В акте указывается, какие документы были затребованы и какие нарушения выявлены. К нему могут прилагаться протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников, ответственных за нарушение требований законодательства и т.д.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо представить в соответствующий орган письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении.

Предписание (обязательное для исполнения работодателем) не должно содержать требований и рекомендаций, касающихся оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности и т.д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения законодательства, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. Также в данном документе указывается, в чем конкретно выразилось правонарушение (например, непредставление отпуска и т.п.) и в отношении кого оно было допущено.

При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Также работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/proverki-inspekcii-truda

Энциклопедия решений. Проверки трудовой инспекцией | ГАРАНТ

Внеплановая проверка трудовой инспекции в каких случаях

Проверки трудовой инспекцией

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (часть первая ст. 353 ТК РФ).

“Федеральная инспекция труда” не является наименованием какого-либо определенного государственного органа власти, а представляет собой единую централизованную систему, состоящую из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть первая ст. 354 ТК РФ). Государственная инспекция труда имеется в каждом субъекте РФ.

Надзор за соблюдением трудового законодательства трудовая инспекция осуществляет посредством (абзац второй части первой ст. 356 ТК РФ):

– проведения проверок;

– выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

– составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, государственная инспекция труда осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях (абзац четвертый части первой ст. 356 ТК РФ).

Проверкой является совокупность мероприятий, проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, далее – Закон N 294-ФЗ).

Проверки соблюдения работодателями трудового законодательства проводят непосредственно трудовые инспекторы государственных инспекций труда. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ).

Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана, который в свою очередь составляется с применением риск-ориентированного подхода (ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).

Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.

В свою очередь, и плановые, и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и выездных проверок (ст. 11 и ст. 12 Закона N 294-ФЗ).

Документарная форма проведения проверки означает, что инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему.

Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе представленных работодателем документов и письменной информации, но она уже будет проходить по месту нахождения работодателя.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ в целях профилактики нарушений трудового законодательства Роструд приказом от 30.12.2016 N 538 утвердил перечни правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении трудовой инспекцией проверок работодателей.

Общее ограничение срока проведения каждой проверки трудовой инспекцией составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Однако если инспектором проводится документарная проверка, то в определенных случаях он вправе перевести её в выездную (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В этом случае срок всей проверки будет составлять 40 рабочих дней.

Кроме того, о предстоящем проведении плановой проверки (документарной и выездной) и, в некоторых случаях, внеплановой выездной проверки работодатель должен быть уведомлен трудовой инспекцией заранее (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, часть девятая ст. 360 ТК РФ).

Трудовое законодательство не устанавливает ни срока обращения работника в трудовую инспекцию, ни ограничений по временному периоду, который может быть проверен трудовой инспекцией в рамках проведения проверки.

Поэтому вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента обнаружения работником нарушения его трудовых прав, он вправе подать жалобу, а инспекция – провести проверку по этой жалобе и запросить у работодателя необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившегося работника.

А при выявлении нарушений трудового законодательства, в целях защиты трудовых прав работников выдать работодателю обязательное для исполнения предписание*(1) об устранении этих нарушений.

Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 N 354н. Кроме того, контрольные (надзорные) полномочия трудовой инспекции регламентированы и рядом нормативных правовых актов, которыми также руководствуются инспекторы при проведении проверок:

– Конвенцией Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) и Протоколом к ней (1995);

– Трудовым кодексом Российской Федерации;

– Законом N 294-ФЗ;

– Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее – Положение N 875);

Источник: https://base.garant.ru/58072260/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.