Возможность выполнения одновременно двух работ

Выполнение двух действия одновременно

Возможность выполнения одновременно двух работ

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 20Следующая ⇒

Это — уклончивое заглавие для ряда исследова­ний, которые часто идут под рубрикой распределе­ния внимания.

Имеет ли место распределение внима­ния при исполнении двух действий одновременно, — это вопрос, на который мы вначале не будем ста­раться отвечать. Распределение внимания означает одновременное сосредоточение на двух различных видах деятельности.

Если один из них автоматизиро­ван и совершается без сознательного контроля, ни­какого распределения внимания не требуется. Если оба вида деятельности скомбинированы в одну це­лостную деятельность, также не требуется распреде­ления внимания.

Если два вида деятельности, про­водимые одновременно в полном сознании, выпол­няются путем быстрого перемещения внимания от одного к другому и обратно, здесь также нет распре­деления внимания в прямом смысле слова.

Вне зависимости от точного научного определе­ния понятия внимания, сам по себе факт одновре­менного выполнения человеком двух или более дей­ствий поставил проблему большой важности.

Мы могли бы сказать, что человек всегда вы­полняет больше, чем одно действие одновременно. Так, независимо от внутренней деятельности желез и гладкой мускулатуры, у него всегда наблюдается деятельность скелетных мышц и органов чувств.

Он может ходить, держать что-нибудь левой рукой, же­стикулировать правой и, кроме того, всё время смот­реть и слушать.

Протекают ли эти одновременные по­токи активности независимо друг от друга или все они являются взаимосвязанными частями одной общей активности, — это проблема, достойная вни­мания.

Взаимодействие между одновременными действи­ями.Эксперименты по этому вопросу начались еще в 1887 г., когда Польган обнаружил у себя способность, декламируя знакомые стихи, писать в то же самое время другие стихи. Иногда он писал также и произ­носимое им слово, однако в целом интерференция была скорее слабой.

Не прерывая потока устной дек­ламации, он мог быстро обдумать ближайшую строч­ку, которую должен был написать, и писал ее, не уделяя ей уже больше внимания. Он мог декламиро­вать поэму при производстве очень простого умно­жения, и ни одна из операций не замедлялась при одновременном выполнении другой.

Операция, ко­торая была несколько труднее, задерживалась даже при таком автоматизированном действии, как чте­ние знакомой поэмы.

В эксперименте Бине (1890) одним из одновре­менных действий было ритмическое нажимание ре­зиновой груши, находящейся в руке. Груша была со­единена трубкой с барабанчиком, который записы­вал движения на закопченном барабане.

Наиболее простая задача состояла в том, чтобы сделать одно нажатие за другим в такт с метрономом; другая зада­ча заключалась в нажимании груши дважды на каж­дый удар метронома; третья — в ее нажимании 3 раза в ответ на каждый удар.

Когда испытуемый приобре­тал некоторую легкость в одном из этих механичес­ких действий, его просили продолжать это во время чтения вслух или решения в уме арифметических задач. Несмотря на то, что обе задачи были очень легкими, наступала некоторая интерференция и вы­полнение обеих задач нарушалось.

В другом эксперименте испытуемый не читал и не решал задач, а нажимал 2 груши: ту, которая была в правой руке, – 5 раз, другую, в левой руке, – дваж­ды на каждый удар метронома. Кроме общей трудно­сти такой комбинации, Бине отмечает как особо значительное явление то, что одна рука вовлекалась другой в свой ритм.

Рука, которая должна была на­жимать по разу на удар, начинала нажимать по 3 или 4 раза. В этой связи Бине упоминает некоторые уп­ражнения, вроде поглаживания себя по животу кру­говым движением одной руки при одновременном похлопывании себя по темени другой рукой.

Если, наоборот, обе руки делают одно и то же движение или взаимодействуют для достижения одного и того же результата, то налицо скорее взаимное облегче­ние, чем интерференция.

Эти результаты были подтверждены Ястровым и Керпесом (1891-1892), обнаружившими, что про­изводимое в быстром темпе постукивание действи­тельно ускоряло производимое одновременно сло­жение или чтение.

Продуктимостьдвойных действий.Обычно при одновременном совершении двух действий одно из них или оба несколько нарушаются.

8 экспериментах с тахистоскопом объем восприятия числа точек уменьшался при помещении в экспериментальное поле других объектов наблюдения (Лоренц, 1912).

Когда испытание на свободные ассоциации комби­нировалось с одновременным решением арифмети­ческих задач, ассоциативные реакции обнаружива­ли тенденцию к относительно низкому уровню за­вершения слов (например, “черная — доска”); реак-

ции на звучание слова были чаще, чем реакции на значение слов-раздражитетелей (Шпейх, 1927). Ис­ключение было найдено Митчеллом (1914): одна за­дача заключалась в сравнении грузов, последо­вательно поднимаемых рукой, другая – в сосчиты-вании ряда из 1—6 щелчков.

Когда давались щелчки, грузы оценивались даже лучше, а счет нарушался только немного. Чтобы считать щелчки, испытуемый стремился оценивать грузы очень быстро, и эта бы­строта, вероятно, давала преимущество.

Во всех этих случаях, хотя раздражители были одновременными, существенные (познавательные) реакции могли быть последовательными.

В некоторых профессиях, как, например, в про­фессии телефониста, необходимо производить од­новременно две или больше операций или быстро переключаться от выполнения одной операции к другой. Профессиональные испытания на способность производить такие действия проводились, например, Стерзингером (1928).

Испытуемому читали рассказ, в то время как он складывал столбики однозначных чисел. Рассказ содержал 36 пунктов и читался 90 с. Затем испытуемый переставал складывать и запи­сывал все, что он помнит из рассказа.

Контрольные испытания проводились отдельно со сложением и с рассказом, так что счет в двойном и простом испол­нении мог быть сравнен. Результаты одного испыту­емого:

A. Правильно сложено чисел, простая задача
– 52.

Б. Правильно сложено чисел, двойная задача -43 = 83% от А.

B. Воспроизведено пунктов рассказа, простая за­
дача — 31.

Г. Воспроизведено пунктов рассказа, двойная задача – 10 = 32% от В.

83 и 32 процента должны были быть каким-то образом скомбинированы в простой показатель про­ дуктивности при одновременном выполнении двух действий. Арифметическое среднее из этих двух чи­ сел не будет надежным.

Предположим, испытуемый совершенно неспособен выполнять два действия одновременно. Позволим ему целиком увлечься рас­ сказом и забыть о сложении; в таком случае он мог бы получить 100 процентов в рассказе и нуль в сло­ жении.

Арифметическое среднее могло бы дать ему 50 процентов, тогда как он должен был бы полу- читьнуль в комбинировании двух родов деятельнос­ ти, которое мы намеревались измерить.

Эта трудность преодолевается путем получения геометрического среднего этих процентных показателей вместо ариф­ метического среднего. Вычисленный таким образом индекс для испытуемого, данные которого приве­

дены выше, равен: _________

д/0,83- 0,32 =0,52%

Индексы 26 испытуемых Стерзингера распределялись в интервале от 0,3 до 0,9 с групповым средним около 0,6. Применяя подобное испытание для десятилет­них мальчиков, Дамбах (1929) получил некоторые показатели выше 100 процентов, так как по край­ней мере одна из задач выполнялась в комбинации лучше, чем отдельно.

Возможны ли два акта внимания в одно и то же мгновение?Этот вопрос не может быть прямо ре­шен экспериментами, подобными описанным, по­скольку в них не исключена возможность быстрого переключения внимания с одной задачи на другую.

Даже тогда, когда экспозиция очень коротка, пос­ледовательные образы ощущений и памяти могли сделать возможным такое переключение. Если бы раз­дражители были так же слабы, как и коротки, ис­пользование последовательных образов могло бы быть сведено к минимуму.

В одном эксперименте приме­нялось слабое нажатие на палец каждой руки и ис­пытуемый должен был сказать, какое нажатие было сильнее; в то же мгновение давалась короткая зри­тельная экспозиция 3-6 коротких линий для сосчи-тывания.

Каждая задача была так легка, что, будучи предъявлена отдельно, давала около 100 процентов правильных ответов; но когда две задачи предъявля­лись одновременно,

обе были правильно решены – в 12% случаев; одна была правильно решена — в 60% случаев; ни одна не была правильно решена – в 28% слу­чаев.

Заключение таково: одновременное осуществле­ние двух актов внимания в познавательной деятель­ности если и имеет место, то не часто.

Кроме часто отмечавшегося чередования между двумя задачами, которые выполнялись одновремен­но, иногда возможно комбинирование их в одно координированное действие, и если подобное ком­бинирование может быть осуществлено, то оно ста­новится наиболее успешным и приемлемым спосо­бом разрешения проблемы.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Date: 2015-09-02; view: 2006; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/5-49700.html

Какие из свойств внимания обладают следующими признаками?

Возможность выполнения одновременно двух работ

1) Возможность выполнения одновременно двух работ, если одна из них полностью или частично автоматизировано, другая не требует сосредоточенности сознания.

2) Возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

3) Непроизвольный переход от одной деятельности к другой, хотя первая еще должна продолжаться.

4) Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

5)Длительность сосредоточения внимания на объекте.

6) Степень сосредоточенности сознания на объекте.

Варианты ответов:

а) переключение; б) отвлечение; в) распределение; г) устойчивость; д) объем;

е) концентрация.

1 – в

2 – а

3 – б

4 – д

5 – г

6 – е

Нарушение способности к концентрации внимания называется …

1. переключаемостью

2. рассеянностью

3. распределением

4. отвлекаемостью

ТЕМА 3.1. ТЕМПЕРАМЕНТ. СПОСОБНОСТИ

3.1.1. Индивид, субъект, личность, индивидуальность

Главным в характеристике личности является ее _____ сущность.

1) общественная

2) биологическая

3) телесная

4) индивидуальная

Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей, называют …

1) индивидуальностью

2) личностью

3) индивидом

4) субъектом

3.1.2. Темперамент

Сильными уравновешенными типами темперамента являются…(2 ответа)

1) сангвинистический

Флегматический

3) холерический

4) меланхолический

Преобладание желчи, по К. Галену, характерно для таких типов темперамента, как …(2 ответа)

Холерик

Меланхолик

3) сангвиник

4) флегматик

3.1.3. Способности

К специальным способностям относятся …(2 ответа)

1) математические способности

Технические способности

3) умственные способности

4) способность слышать

Задатки обусловливают ______ и ______(2 ответа)

1) уровень достижения

Быстроту развития

Уровень знаний

4) завершение деятельности

ТЕМА 3.2. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА

3.2.1. Характер, его черты. Акцентуации характера

К выразительным признакам характера относятся ________ , ________.(2 ответа)

Поступки и действия

Внешний облик

3) рост

4) вес

Автором типологии личности по типам акцентуации характера является …

К. Леонгард

2) У. Джемс

3) Р. Бернс

4) Э. Берн

Характер человека проявляется в системе отношений. К проявлению отношения к собственности можно отнести такие черты характера, как …(2 ответа)

Расточительность

Аккуратность

3) ответственность

4) скромность

3.2.2. Типология характера

В типологиях Э. Кречмера и У. Шелдона астеническое телосложение соответствует _______ и ______ типам темперамента. (2 ответа)

Шизотимический

2) церебротонический

Висцеротонический

4) циклотимический

Американский психолог ______________на основе наблюдения за поведением человека связал различные типологические особенности личности с определенной геометрическойфигурой

1) Э. Шостер

С. Деллингер

3) Д. Роттер

4) К. Юнг

ТЕМА 3.3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

3.3.1. Эмоции, их виды

Установите соответствие между основными эмоциями и их определениями.
1. Страх 2. Гнев 3. Удивление 4. Стыд

а) отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной и воображаемой опасности
б) отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности
в) не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства
г) отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении
д) отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями объекта чувств

1 – а

2 – б

3 – в

4 – г

3.3.2. Высшие чувства

Установите соответствие между высшими чувствами и конкретными их проявлениями: 1. Интеллектуальные чувства; 2. Нравственные чувства; 3. Эстетические чувства; 4. Морально-политические чувства

а) любознательность
б) гуманность
в) восторг
г) патриотизм
д) страсть   1 – в 2 – а 3 – б 4 – г

Установите соответствие между сложными психическими состояниями, включающими эмоции, и их определениями: 1. Юмор 2. Ирония 3. Сатира 4. Сарказм

а) эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго

б) сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного

обличение, определенно содержащее осуждение объекта

в) выраженное проявление недоброго, злого

г) эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром

1 – а

2 – б

3 – г

4 – в

3.3.3. Воля

Установите соответствие между волевыми качествами личности и их определениями.
1. Целеустремленность 2. Настойчивость 3. Самостоятельность 4. Решительность

а) сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности
б) умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями
в) умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений
г) умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения
д) умение концентрировать все свои силы на достижение целей   1 – а 2 – б 3 – в 4 – г

ТЕМА 3.4. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

3.4.1. Направленность личности

Ведущим компонентом в структуре личности является …

1) опыт

2) индивидуальные особенности психических процессов

Направленность

4) биопсихические свойства

3.4.2. «Я-концепция».

Компонент самосознания личности, представляющий собой интеллектуальное познание себя, называется …

1) самопознанием

2) самоотношением

Я-концепцией

4) самооценкой

3.4.3. Мотивация личности

Установите соответствие между структурными компонентами деятельности и их определениями: 1. Мотив 2. Цель 3. Действие 4. Результат

а) внутренние побудительные силы человека, заставляющие человека заниматься той или иной деятельностью
б) образ конечного результата деятельности
в) структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели
г) то, чего достигает человек в ходе деятельности
д) нужда человека в чем-либо   1 – а 2 – б 3 – в 4 – г

Установите соответствие между видами мотивации и их характеристиками.
1. Материальная 2. Социальная 3. Сознательная 4. Бессознательная

а) связана с заботой о материальных благах
б) подчиняет поведение человека общественным интересам
в) предполагает осознание потребностей, целей, мотивов
г) характеризуется отсутствием осознанности мотивов, целей и потребностей
д) предполагает разнообразие мотивов, целей и потребностей

1 – а

2 – б

3 – в

4 – г

ТЕМА 4.1. КОММУНИКАЦИЯ. ПЕРЦЕПЦИЯ. ИНТЕРАКЦИЯ

4.1.1. Общение: функции и виды

Установите соответствие между видами общения и их характеристиками.
1. Непосредственное 2. Опосредованное 3. Вербальное 4. Невербальное

а) прямой контакт друг с другом
б) обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации
в) общение с помощью речи
г) общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д
д) общение с незнакомым человеком

1 – а

2 – б

3 – в

4 – г

4.1.2. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения

Распределите обязательные составные части поздравительной речи от начала до его завершения

4 – добрые пожелания
2 – характеристика события
1- Обращение
3 – краткий рассказ о юбиляре, его достоинствах

Распределите этапы общения от начала до его завершения

2 – планирование содержания общения
1 – потребность в общении
4 – восприятие ответной реакции собеседника, коррекция методов общения
3 – риентировка в целях и ситуации общения

Распределите зоны межличностного общения от самого дальнего до самого близкого

1 – личное расстояние
3 – публичное расстояние
2 – интимное расстояние
4 – социальное расстояние

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x8594.html

Свойства вниманияОсновные свойства внимания, рассеянность, внимательность

Возможность выполнения одновременно двух работ

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному. Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора.

Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным. Потом Вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Вот Вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку — и уже ваше внимание сконцентрировано на нем.

Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания, потом ему на помощь прибегают его шустрые помощники, хватают щепочку, и Вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание.

Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для детального наблюдения — вот и объем внимания.

Таким образом, внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. Рассмотрим основные свойства внимания.

Концентрация внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна.

С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Интенсивность внимания

Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.

Концентрация и устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Как заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новые задачи.

Сказать себе: “Первый раз читаю для общего ознакомления, теперь прочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим”, и т. д. Т.е.

надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Объем внимания

Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей.

Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием.

Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся к психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т.д.

Высокая интенсивность концентрированного внимания для других групп профессий нужна лишь в отдельные моменты работы.

Распределение внимания

Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Но как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности.

На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение и переключение внимания

Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.

Например, водитель-стажер не может одновременно распределять свое внимание между педалью сцепления, тормозом и в это же время слушать указания инструктора и наблюдать обстановку.

В дальнейшем за счет автоматизации отдельных движений он научится распределять свое внимание.

Благодаря тестированию при помощи тестов пакета “Внимание”, время на обучение автоматизации действий человека уменьшится.

Динамика любой работы приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания.

Рассеянность и внимательность

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Виды рассеянности

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Внимательность

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом облике человека.

Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения.

Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание.

Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Психологическое тестирование при помощи пакета “Внимание” поможет установить свойства внимания каждого человека, выявить отклонения, изучая которые можно направить развитие внимания в нужное русло.

Эксклюзивный материал сайта “www.effecton.ru – психологические тесты и коррекционные программы”. Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Источник: https://www.effecton.ru/264.html

Многозадачность: делать несколько задач одновременно – это хорошо или плохо?

Возможность выполнения одновременно двух работ

Что для нас многозадачность – польза или вред? Все мы часто делаем несколько  вещей в один и тот же момент времени, говорим по hands-free во время вождения, пишем сообщения, находясь перед телевизором… Говорят, что многозадачность вредна для здоровья и разрушает наш мозг, однако является ли это утверждение научно доказанным? В этой статье мы расскажем вам о том, что такое многозадачность и какие механизмы нашего мозга помогают нам выполнять несколько задач одновременно. В каких случаях многозадачность приносит пользу, и когда её следует избегать?

Многозадачность

Иногда, когда мы делаем несколько дел сразу, мы считаем, что тем самым экономим время и работаем с большей продуктивностью.

Но что наука говорит об этом? В последние годы явлению многозадачности было посвящено немало научных исследований, и кажется, что многие их результаты являются противоречивыми.

В этой статье мы постараемся выяснить, хорошо ли делать две вещи одновременно, или следует этого избегать?

Что такое многозадачность? Под многозадачностью понимается выполнение двух действий в один момент времени. Тем не менее, не все типы многозадачности одинаковы. Есть много типов многозадачности, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Какие типы многозадачности являются полезными, и какие из них мы должны избегать

Как почти для всех вопросов подобного типа ответ будет следующим: «это зависит от…». В данном случае, это зависит от типа задач, которые мы делаем.

Многозадачность параллельного типа

Многозадачность параллельного типа: связана с распределённым вниманием (когнитивная способность обращать внимание на несколько раздражителей одновременно). Заключается в выполнении двух действий одновременно. Например, вы смотрите фильм и одновременно используете свой мобильный.

Потенциал обработки информации нашего мозга не безграничен. Ресурсы нашего внимания также лимитированы, и мы не в состоянии, несмотря на то, что убеждены в обратном, полноценно реагировать на два релевантных стимула в один момент времени. То есть, мы не можем выполнять две задачи, которые задействуют наши когнитивные способности и потребляют много ресурсов, в одно и то же время.

Например, если вы читаете сообщения в мобильном во время живого общения с другом, один из двух видов деятельности пострадает. Обычно мы отвлекаемся настолько, что перестаем слушать собеседника.

Кроме того, это может привести к ухудшению отношений с друзьями.

Потому что, сколько бы вы не думали, что вы способны уделить достаточно внимания и другу, и сообщениям в телефоне в одно и то же время, на самом деле это далеко не так.

Тем не менее, мы можем успешно выполнять сразу две задачи, которые являются автоматизированными, например, разговаривать во время прогулки. Или даже одну автоматизированную задачу и другую более трудную, как, например, вести машину, слушая музыку.

Наш совет: если вы запланировали несколько задач, которые не являются автоматизированными, сделайте их по очереди, сначала одну, затем другую. Концентрация на одной конкретной задаче поможет вам достичь наиболее высоких результатов для каждой из них, показать более высокий уровень эффективности за более короткий промежуток времени.

Более того, так мы могли бы лучше управлять нашим уровнем стресса. Если же, наоборот, вы запланировали две автоматизированные, лёгкие или не особенно важные задачи, не существует никаких проблем для их одновременного выполнения.

Когда вы проводите время с семьей и друзьями, лучше всего оставить в стороне мобильный телефон и полностью посвятить себя общению.

Параллельная многозадачность

Многозадачность последовательного типа

Многозадачность последовательного типа предполагает чередование фокуса внимания (фокус внимания переходит от одной задачи к другой). Этот тип характеризуется одновременным выполнением двух задач, при условии их чередования. Например, когда я переношу сделанные вручную записи на компьютер, мне приходится чередовать чтение записей и их набор на клавиатуре.

Когда речь идет о постоянном переключении между несколькими задачами, это уже не кажется таким простым. Исследователи из Университета Пенсильвании изучили активность лобной коры головного мозга.

Эта область связана с контролем над нашими мыслями и действиями.

Они обнаружили, что способность некоторых людей быстро переключаться между двумя задачами без потери эффективности связана с когнитивной гибкостью.

Когнитивная гибкость представляет собой способность находить различные решения одной и той же задачи, адаптироваться к трудностям окружающей среды и новым ситуациям.

В этом исследовании они обнаружили, что люди, которые лучше всего выполняли попеременно тесты памяти и тесты контроля, показали более высокие уровни реструктуризации в соединениях фронтальной коры головного мозга и наличие большего числа новых связей с другими областями мозга.

Однако, как правило, чередование двух видов деятельности занимает больше времени, чем выполнение последовательно одной задачи, а затем другой. Когда постоянно меняется фокус внимания, нам нужно время, чтобы снова сосредоточиться, и это увеличивает общее время выполнения задач.

Наш совет: если вы способны быстро переключаться между двумя задачами, не отвлекаясь и не теряя эффективности, то нет никаких проблем, особенно если эти задачи не имеют особенной важности.

Если запланированные задачи являются важными или же вы склонны с лёгкостью отвлекаться, то лучше всего будет сначала сосредоточиться на одной задаче, а затем на другой.

Далеко не все мы имеем одинаковую способность чередовать один вид деятельности с другим, не отвлекаясь.

Многозадачность цифрового типа

Многозадачность цифрового типа постоянно наблюдается в тот момент, когда мы используем несколько электронных устройств одновременно и постоянно переключаемся между различными социальными сетями и веб-ресурсами. Обновляем статус в во время просмотра любимого шоу, загружаем фото в Instagram, пока пишем новый твит, или отвечаем на письма в электронной почте.

Цифровая многозадачность может вызвать когнитивные трудности и причинить вред нашей психической деятельности. Исследования показывают, что люди, которые живут в режиме многозадачности, обращают внимание на различные источники информации в своем окружении, не фокусируясь должным образом на наиболее значимой информации для выполнения текущей задачи.

Тем не менее, в исследовании было установлено, что цифровая многозадачность может иметь некоторое преимущество. Участники исследования должны были выполнить задачу визуального поиска, которая в одних случаях сопровождалась синхронизированными звуками, и в других нет.

Эти исследователи обнаружили, что люди, которые чаще других работали в режиме цифровой многозадачности, имели тенденцию к более эффективной интеграции различных типов сенсорной информации. То есть, они выполняли поставленную задачу лучше, когда она сопровождалась звуками.

Согласно другому исследованию, подростки, которые проводили больше времени, чередуя различные устройства и цифровые задачи, имели более высокую производительность. Вполне возможно, что с практикой можно овладеть искусством многозадачности.

Люди, рождённые в этом мультимедийном мире, имеют более развитые и совершенные механизмы памяти.

Они показывают более высокие результаты, когда отвлекаются и приспосабливаются, чем когда концентрируются лишь на выполнении одной задачи, не отвлекаясь.

Наш совет: лучше действовать в режиме цифровой многозадачности только тогда, когда дело касается досуга и развлечений, связанных с компьютерными технологиями. Почитайте новости в социальных сетях, посмотрите телевизор, используя свой смартфон или планшет… Но когда дело доходит до важных задач, то лучше сосредоточиться на лишь на одной задаче.

Если вы пишете, то сфокусируйтесь на процессе написания, если вы отправляете письмо по электронной почте — сосредоточьтесь только на нём, поскольку обращение к нескольким ресурсам в одно и тоже время может с лёгкостью отвлечь нас и, следовательно, негативно повлияет на результат выполнения задачи.

У вас есть трудности с концентрацией внимания? Попробуйте увлекательные когнитивные игры для развития внимания и концентрации.

Цифровая многозадачность

Многозадачность и потеря концентрации. Как этого избежать?

Некоторые люди, которые привыкли постоянно чередовать различные технологические новшества, нередко имеют трудности с фокусированием на одной задаче. С большой степенью вероятности, они могут испытывать стресс и  раздражение из-за такого количества факторов, на которые они привыкли концентрировать своё внимание в один момент времени.

Исследователи из Университета Висконсин-Мэдисон показали, что те, кто регулярно работает в режиме многозадачности, получают большую пользу от короткого медитативного сеанса. Так, во время проведения эксперимента, его участники должны были сесть в тишине и сконцентрироваться на дыхании, считая вдохи и выдохи.

Практика медитации «Mindfulness» помогает нам сосредоточить наше внимание на настоящем моменте. Этот вид медитации способствует улучшению концентрации внимания. Из этого можно сделать вывод, что медитация нейтрализует негативное воздействие многозадачности на наше внимание.

Практика медитации «Mindfulness» также может помочь нам отказаться от многозадачности. Концентрация внимания на одной задаче в один момент времени вначале может заставить нас почувствовать себя странно, как будто мы не сделали достаточного количества дел.

Тем не менее, взять практику «Mindfulness» за основу образа жизни и начать уделять вещам то внимание, которое они заслуживают, помогает изменить восприятие окружающего мира.

Это может научить вас больше ценить каждый момент, повысить уровень гармонии, уменьшить беспокойство и стресс, улучшить настроение …

Узнайте больше о медитации «Mindfulness» и о том, как она практикуется.

Многозадачность и «Mindfulness»

Перевод Александры Дюжевой

Psicóloga General Sanitaria y sexóloga. Deseosa de mejorar la calidad de vida de las personas mediante la práctica clínica y la comunicación a través de la red.

This post is also available in: Испанский Немецкий

Источник: https://blog.cognifit.com/ru/%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BE-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.